Юлия Волосникова
Консультация «Занимательная математика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Занимательная математика для дошкольников»
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе.
Необходимо заботиться о прочном усвоении детьми знаний, о развитии у них интереса к математическим значениям, самостоятельности и гибкости мышления, смекали и сообразительности, умении делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Знания детям даются на близком им материале нашей действительности.
Публикация «Консультация „Занимательная математика для дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений невозможно осуществить без опоры на наглядность. На каждом занятии дети работают с наглядными пособиями, мелким счётным и другим материалом. Воспитывая умение пользоваться пособиями, поддерживать порядок на своём рабочем месте, воспитатель приучает детей работать организованно, так чтобы ни одна минута не проходила впустую.
В какой форме предлагается организовать знакомство с математикой детей дошкольного возраста?
На ряду с традиционными занятиями, где происходит знакомство с новым материалом и способами счётной, измерительной, вычислительной, поисковой деятельности, используются занятия – игры, занятия – беседы, занятия – путешествия, проблемно – поисковые ситуации.
Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится дидактическим играм, а так же немаловажное значение имеют сюжетно-
ролевые. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, геометрических фигурах, временные и пространственные отношения. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания. Использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей.
По направленности влияния игр на развитие ребёнка, и соответственно специфике производимых играющими действий можно выделить следующие группы игр:
1. Игры на плоскостное и объёмное моделирование. К ним относятся игры типа «Составь картинку (фигуру)». Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. В младшем возрасте дети могут пользоваться образцами на которых изображены простые фигуры с использованием произвольных геометрических фигур. В старшем дошкольном возрасте наборы фигур подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Одной из таких игр является игра «Танграм». Успешность усвоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуру путём разрезания и составлять их из частей.
2. Игры на трансформацию (преобразование) К ним относятся геометрические головоломки из спичек (без серы, счётных палочек на построение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества палочек. Такие игры называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счётных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображёнными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким–либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Дети без труда смогут решать эти задачи даже начиная с младшей группы, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счётных палочек.
3.Игры на комбинаторику, передвижения, замену мест. К этой серии игр относятся игры типа «Пятнашки», игры-ходилки с использованием игрового поля и кубика. В младшей группе грани кубика могут быть просто цветными и дети двигают фишку на определённый выпавший цвет. Начиная со средней группы вводится кубик с точками. Дети учатся соотносить количество точек с цифрой на игровом поле. Игра «Пятнашки» подходит для детей старшего
дошкольного возраста. Дети путём передвижения фишек, используя разные комбинации, выстраивают числа в логической последовательности.
4.Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определённым правилам. В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических игр, задач и упражнений. Это игры на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождения закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры). В младшем возрасте в играх на не достающую фигуру используется цвет, либо простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). В средней группе цвет и геометрические фигуры совмещаются в одной игре. Дети должны найти не только недостающую фигуру, но и объяснить какого цвета она будет. В старшем дошкольном возрасте поиск недостающих фигур осуществляется на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам. В итоге у детей может получиться абсолютно новая фигура.
В результате освоения игр у детей совершенствуется логико-математический опыт. Основными показателями этого является активное освоение детьми средств познания: сенсорных эталонов (формы, цвета, размеров, эталонов мер, умение создавать образ знаков и символов, речи.