Елена Тимошенко
Залог успешной адаптации ребёнка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Залог успешной адаптации ребёнка к детскому саду
Дети моей группы проходят адаптацию, и она проходит по разным степеням, потому что дети разные.
Залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса.
Публикация «Залог успешной адаптации ребёнка к детскому саду» размещена в разделах
Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации.
Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:
происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т. д.);
ухудшается сон и аппетит; ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным; частые капризы, истерики по любому поводу. Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.
У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.
Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.
Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
Ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи. Аппетит пониженный, ребенок может отказываться от приёма пищи. Эмоциональное состояние подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен. Поведение после ухода мамы, тоже меняется, он плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке. На контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов. Ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый. Он может отказываться от некоторых блюд, ест мало. Ребенок часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у воспитателя, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова. Аппетит хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
Эмоциональное состояние ровное, спокойное. Без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой. Идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Как говорят психологи, процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.
1 этап – период дезадаптации. В первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.
2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.
3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму. Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных особенностей малыша.
К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее. Подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе. По дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара. К началу посещения ребенком детского сада, дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.
В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.
Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском саду, тем легче для него пройдет период адаптации.
Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.
Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка, навыков самообслуживания.
Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам. Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё много таких же мам и пап. Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.
Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку; чё тко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий. Постарайтесь сами не создавать поводов для детского волнения. Ребенок с утра не должен быть накрученным, так что не нервничайте и не суетитесь, даже если подозреваете, что опоздаете на работу.
Демонстративно дружелюбно общайтесь с персоналом учреждения – пусть малыш видит, что его оставляют не кому-нибудь, а действительно хорошим тетям. Покажите уверенность в том, что ничего плохого случиться не может.
Не надо оставлять ребенка дома просто потому, что он плачет и отказывается идти в садик. Если он не желает туда попадать сегодня, то почему должен захотеть завтра? Его мнение могло бы измениться, если бы он пошел туда и увидел, что там не так уж плохо. Потакая слезам, вы просто разбалуете ребенка и потеряете над ним контроль.
Малыша очень пугает то, что раньше вы оставляли его максимум на полчаса, а теперь бросили на целый день. Приучайте его к садику постепенно – пусть сначала ходит туда на пару часов, потом на три и так далее, чтобы избежать чрезмерного стресса.
Пусть изменения придут в жизнь ребенка постепенно.
Если вы сдаете малыша в садик в возрасте от 3 и более лет, попробуйте словами объяснить ему, в чем польза новых знакомств и круга общения. Не забудьте и о том, что обычно это не дается в первый же момент, так что сначала надо немного потерпеть.
Чтобы ребенок не думал, что его бросили, дайте ему четкую привязку к расписанию, дабы он знал, что родители действительно не забыли о нем, просто еще слишком рано.
Не указывайте время и не говорите абстракциями, а назовите конкретный момент – после обеда, после прогулки, после сна.
В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.