Юлия Мясникова
Закрепление основных теоретических представлений о речевом развитии детей
В целях распостранения пеагогического опыта предлагаю свою работу по теме : «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель работы: Закрепление основных теоретических представлений о речевом развитии детей. Формирование профессиональных компетенций, помогающих выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДО.
Публикация «Закрепление основных теоретических представлений о речевом развитии детей» размещена в разделах
Работа предполагает ответы на задания.
Задание: Прочитайте педагогические ситуации и ответьте на вопросы.
1. «На занятии в старшей группе детского сада детям была предложена для рассматривания картинка «Защитник». На ней был изображен ослик, на спине которого кошка спасалась от трех лающих собак.
Вот как воспитательница организовала рассматривание этой картинки. Она не стала по трафарету спрашивать детей : что вы видите? Еще что? Еще что? Обучая детей рассматривать картинку, воспитательница прежде всего направила их внимание на выделение главных фигур, а затем просила детей рассказать о ней.
Детям были заданы следующие вопросы: кто тут нарисован? Где находится кошка? Кто еще стоит около ослика? Что делают собаки? Как вы узнали, что они лают и бросаются к ослику? Почему вы думаете, что они злятся? Зачем кошка вскочила на спинку ослика? Расскажите теперь все про эту картинку. (Трое детей рассказали по картинке.)
«Как можно было бы назвать эту картинку одним-двумя словами, чтобы было ясно, что тут самое главное?» - спросила воспитательница. Дети дали следующие названия: «Верный друг», «Спасение», «Кошка и собаки», «Ослик-защитник». Воспитательница обсудила с детьми, почему не подходит третье название. Единодушно было выбрано первое и последнее названия как самые подходящие.
Когда через неделю воспитательница попросила детей рассказать о картине, дети обстоятельно и правильно рассказывали о виденном. Вот один из рассказов детей.
Женя (7 лет). Картина называлась «Верный друг». Один раз кошка Мурка вышла погулять около забора. Вдруг выскочили три собаки и побежали за кошкой. Во дворе стояла лошадь (забыл, что на картинке был изображен ослик). Она увидела кошку в беде, пригнула спину, чтобы кошка прыгнула на нее. Собаки лаяли, а лошадь лягнула их ногой. А кошка стояла на спине у лошади и злила собак. Собаки постояли и ушли. Лошадь защитила кошку. Кошка слезла со спины и сказал: «Спасибо»
1. Какие приемы воспитателя обеспечили правильную и осмысленную передачу основного содержания картинки?
Воспитатель выделила главные фигуры, стимулировала наблюдательность детей. В диалоге про название картины попыталась закрепить логику картинки.
2. В каких речевых и мыслительных операциях упражняла детей воспитательница?
Наглядно – образное мышление, восприятие, обсуждение, логику, понимание, наблюдательность, внимание.
3. «В средней группе на занятии воспитательница хотела познакомить детей с разными видами животных. Она показывала детям игрушечного мишку, зайку, лису, собаку, кошку. Каждая игрушка появлялась из двери «сарая», двигалась перед детьми по столу, а воспитательница говорила, что это за зверь, а иногда показывала, как он кричит. Детям было весело, они внимательно смотрели на игрушки и все время ждали появления нового зверя.
В другой средней группе такое же занятие воспитательница провела иначе. Детям показывали игрушечных животных, и воспитательница спрашивала ребят: «Кто это? Как вы узнали, что это лиса? Какая у лисы мордочка? Хвост? Лапки? Это кто?» - «Волк»--- «Как узнали? Чем похож волк, на лису? А что у них разное?» и т. д.
На занятиях дети тоже были очень внимательны, активны; они узнавали известных им животных, сравнивали их и радовались своим маленьким открытиям».
1. Какие методы и приемы можно использовать для формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей?
Для формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей можно использовать : упражнения на наглядно- действенной основе, демонстрацию практического применения в речи форм сравнений предметной среды, положительную оценку активности ребенка на занятиях, особое внимание обращать на точность и правильность воспроизведения речи. Тренировать фонематический слух. Учить слушать, спрашивать, отвечать, вести диалог.
2. Сравните оба занятия и дайте обоснование, какое из них более полезно для развития детей и почему.
Очевидно, что на втором занятии педагог повела себя более разумно, вкладываясь в привлечение интереса группы детей. В перспективе это принесет ей большую включенность группы на занятиях, и результаты каждого будут весомее, по сравнению с первом примером. Более полезно для развития детей – второе занятие.
Педагог обеспечила высокую вовлеченность детей. Скорее всего, в процессе занятий поощряла активное участие. Стимулировала мышление, память, речь.
3. «Воспитательница просила детей передать родителям, чтобы они завтра пришли на собрание. Вова (5 лет, придя домой, забыл сразу сказать об этом маме, а вспомнил лишь тогда, когда ложился спать:
- Мама, тебе сказали, чтобы ты пришла в детский сад.
Мать спросила:
- Зачем надо идти, наверное, деньги принести?
- Да, да, заведующая сказала: уже все принесли, а ты одна не несешь,- ответил Вова.
На другой день мать Вовы пришла к заведующей детским садом обиженная, что поручение о деньгах передали через ребенка, а не написали ей записку об этом. Оказалось, что никто ему об этом не говорил. Когда она вышла от заведующей, воспитательница спросила, почему она не пришла на собрание».
1. Объясните, почему Вова все перепутал: связано это с недостатком развития речи или памяти у детей этого возраста. Как надо было поступить воспитательнице?
По заданию возраст Вовы 5 лет. К это возрасту уже развиты некоторые формы словесного запоминания, но наибольшую силу они приобретут только к 6-7 годам. Сейчас значимую роль в развитии памяти у Володи играют слуховые и зрительные впечатления. Зная эти особенности – воспитатею стоило не только предупредить детей о собрании в устной форме, но и сообщить о собрании письменно – вручив заранее записку маме Вовы (думаю, в тот раз не одна Володина мама пропустила собрание). Это простой вариант. Более сложный – заучить с детьми конкретную форму устного сообщения родителям, повторить форму несколько раз вместе с детьми и надеяться на то, что информация дойдет до адресата.
Как мы решаем вопросы собраний в саду: завели электронные дневники, где работаем с каждым родителем индивидуально. Объявить общую информацию всегда можем в частном порядке. Личное общение через дневники позволяет установить прочные, доверительные связи между родителям и воспитателями. Родители заинтересованы заходить в дневник каждый день, т. к. там размещается краткий фотоотчет и заметки воспитателя о ребенке. Возможно, этот опыт будет полезен вам, коллеги)