Мезенина Ксения
Консультация для родителей «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью данного исследования было теоретически обосновать, определить и экспериментально проверить эффективность работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с фольклором.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы определили, что образная речь – это умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафору, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать образные выражения, и в то же время правильно и красиво выражать свои мысли и чувства, уметь интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. Образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений.
Произведения фольклора необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают их более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из фольклора, отделяются от него, рождаются в «живой» разговорной речи.
Экспериментальная работа показала, что в практике дошкольного образования уделяется недостаточно внимания развитию образной речи детей, это нам показывают данные констатирующего эксперимента. Также мало внимания уделяется фольклору как средству развития образности речи детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение за речью детей в повседневной жизни показало, что дети редко использовали в своей речи синонимы, антонимы, эпитеты, метафоры, фразеологизмы и обобщающие слова.
Диагностика уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей отмечается значительное отставание в формировании образности речи. Это указывает на необходимость целенаправленной воспитательно-образовательной работы по развитию образной речи детей.
Для того чтобы восприятие фольклора было более глубоким, а речь образной, нами был разработан план работы по формированию образной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с фольклором.
Для проверки эффективности работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста мы провели контрольный эксперимент. Созданные в процессе формирующего эксперимента психолого-педагогические условия, направленные на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста, позволили повысить показатели ее развития, о чем говорят итоговые результаты: высокий уровень был выявлен у 15 % детей (на констатирующем 10%, количество детей со средним уровнем увеличилось с 25 % до 65%, а низкий уровень уменьшился с 65% до 20%.
Таким образом, речь детей обогатилась образными словами и выражениями, значительно увеличилось понимание этих слов. Из этого следует, что при систематической работе по формированию детей образности речи в процессе ознакомления с фольклором можно добиться ощутимых результатов.