Надежда Алейникова
Закаливание в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Система оздоровления дошкольников в проектной деятельности.
д. с. №19 Алейникова Н. М.
«Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!»
Я. А. Коменский.
Новизна:
Основным направлением в физкультурно-оздоровительном воспитании дошкольников с учётом ФГОС введена образовательная область «Здоровье». Для достижения целей данного направления значения имеют:
• Формирование у ребёнка умений заботиться о своём здоровье;
Публикация «Закаливание в детском саду,» размещена в разделах
• Максимальное использование разнообразных мероприятий направленных на оздоровление детей, их интеграция в целях повышения эффективности процесса;
• Привлечь интерес родителей к закаливающим мероприятиям дошкольников
Данный проект, включает в себя создание условий в детском саду, способствующий формированию системы здорового образа жизни детей, а также закаливание детского организма, что послужит снижению заболеваемости дошкольников; знакомство с элементарными правилами безопасного поведения.
Актуальность:
Актуальным требованием сегодняшнего дня является использование в дошкольных образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий, направленных на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения. Такая технология должна иметь не только оздоровительную направленность, но и используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, способствовала бы формированию у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
В последнее время, все чаще в детском саду можно слышать - часто болеющие дети, с ослабленным здоровьем. Несмотря, на профилактическую работу, организованную в дошкольном учреждении, дети все равно болеют, пропускают детский сад, в свою очередь это ведет к отставанию полноценного развития ребенка. Почему так происходит? Одна из причин, на наш взгляд, неуверенность родителей в эффективности закаливания детей, боязнь закаливающих процедур,если мы не сделаем родителей своими союзниками то, оздоровительные, профилактические мероприятия, проводимые в детском саду, не принесут положительных результатов, если они не будут соблюдаться в домашних условиях.
Как же родителей сделать своими союзниками и помощниками? Ведь нам необходимо не только заинтересовать их, но и убедить соблюдать наши рекомендации, и выполнять их правильно. А для этого, сам педагог должен владеть инновационными, передовыми компетенциями.
Мы решили разработать проект по теме:
«Двигательно-оздоровительные моменты в жизни дошкольников».
Аннотация проекта:
Когда ребёнок посещает детский сад,перед педагогом встаё т самая важная и главная задача: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников»- это и стало целью проекта.
В проекте прослеживается система мероприятий, направленная на формирование здорового образа жизни у дошкольников
Реализация:
Первым шагом в реализации проекта стало родительское собрание на тему «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
Фельдшер детского сада сделала анализ заболеваемости детей за прошлый учебный год, выявила, что каждый ребенок средней группы пропустил в год по болезни до 27 детодней, ознакомила с группой здоровья детей, получилось, что:
С 1группой здоровья - 6 человек
Со 2 группой здоровья - 16 человек
С 3 группой здоровья – 2 человека
Из анализа родители смогли отследить, сколько дней ребёнок пропустил по болезни в течение месяца.
Для того чтобы снизить % заболеваемости детей, подготовить их к обучению в школе физически здоровыми и крепкими, необходимо выстроить систему работы, по здоровье сберегающим технологиям, использовать их на практике с детьми, познакомить родителей с новыми технологиями, научить применять с детьми в домашних условиях.
Собрание прошло в виде круглого стола, родители разделились на три группы и отвечали на вопросы педагога, а именно:
• Что такое здоровье?
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
• Факторы, влияющие на состоянии здоровья:
20 - наследственность;20% -экология; 10% - развития здравоохранения
50% - образ жизни
• Что такое ЗОЖ (Здоровый образ жизни?
(Рациональное питание, соблюдение двигательного режима, полноценный сон, здоровая гигиеническая среда, благоприятная психологическая атмосфера, закаливание.)
Организовав собрание, таким образом, родители были не только слушателями, но и участниками, и более глубоко понимали, что рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящем от семейных традиций и характера двигательного режима.
Чтоб, поддерживать интерес родителей в раздевалке появилась папка-передвижка, где предлагаются игры в домашних условиях, массаж, информация о закаливании.
В нашей группе особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей. С этой целью разработана система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года, возрастом и особенностями состояния здоровья детей.
Закаливание – это одновременно действенный и не требующий никаких затрат метод укрепления защитных функций организма. Их можно начинать применять в любое время года и в любом возрасте.
Процедуры проводятся комплексно,систематически, последовательно, учитывается возраст ребенка, и недавно перенесенные им заболевания. Дети вообще более чувствительны к холоду, поэтому нужно внимательно подходить к проведению мероприятия. Суть процедур закаливания не сложная. Начнем наше рассмотрение с самых простых методов:
- организация теплового и воздушного режима в группе;
- рациональная одежда детей;
- соблюдение режима прогулок в течение года;
- гигиенические процедуры :
1. умывание и обливание рук до локтя прохладной водой
2. полоскание полости рта кипячёной водой комнатной температуры
3. обливание ног водой
Специальные меры закаливания с учё том возрастных особенностей:
Вторая младшая и средняя группа:
В летний период ребята много времени проводят на свежем воздухе, ходят босиком, купаются в бассейне, организовывают игры с водой.
Ежедневно проводятся разные виды массажа и гимнастика:
(Гимнастика перед сном; гимнастика после сна; физкультура в постели; разные виды массажа; полоскание рта детям 3-4 года; полоскание горла старшим дошкольникам; йодо-солевые ванны для ног круглый год).
В старшем дошкольном возрасте с детьми проводят воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями; контрастное обливание ног; топтание по снегу, хождение босиком, а также различные виды массажа:
(Энергетическая гимнастика; гимнастика перед сном; гимнастика после сна; физкультура в постели; релаксационная гимнастика.)
Вывод:
В проекте были прописаны риски его выполнения:
• Отказ родителей от закаливания
• не достаточно оборудования для закаливающих процедур.
Организовав подготовку в работе с родителями, риски были разрешены положительно, родители помогли приобрести нужное оборудование, сделали массажные дорожки своими руками, подписали согласие на водные процедуры (обливание ног, топтание по снегу).
Таким образом, системный подход к организации и проведению закаливающих мероприятий позволяет педагогам и родителям добиться хороших результатов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, снижению % заболеваемости. Ведь закаливание – важное звено в системе физического воспитания, так как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает его устойчивость к воздействию внешней среды.
Закончить хочется словами В. Шененберга: «Здоровье-это та вершина, которую должен каждый покорить сам». А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения.