Эльвира Иванова
Консультация «Закаливание детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Разумное воспитание немыслимо без закаливания. Закаленные дети меньше болеют, у них лучше аппетит, крепче сон, гармоничнее физическое развитие. А насколько радостней жизнь такого ребенка! Он много гуляет в любую погоду, ему не страшно пробежать босиком по луже после летнего дождика, а зимой - намочить варежки, играя в снежки, он катается на санках, на лыжах, на коньках. И детский сад, а потом занятия в школе он не пропускает, и его мама не «сидит» на бесконечных больничных.
Публикация «Консультация „Закаливание детей в детском саду“» размещена в разделах
В своей группе мы используем следующие технологии закаливания :
1. Ежедневное проведение утренней гимнастики с элементами аутомассажа
лица и головы.
2. Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после приема
пищи.
3. Закаливающие мероприятия после сна.
1 группа закаливания снимает майки, у детей 2 группы - щадящий режим, т. е. остаются в маечках.
в облегченной одежде, лежа на кроватках, дети выполняют следующие дыхательные упражнения:
а) И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые вместе. Вдох -
прямые руки поднять вверх за голову; выдох - в И. п.
б) И. п. лежа на спине, ноги на стопах, руки на животе. Дыхание животом. Вдох
- надули животики, выдох - втянули животики.
в) И. п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе. Вдох: подняли руки через стороны
вверх, потянулись, подняли голову, посмотрели вверх, выдох - мягко опустили
руки вниз на пояс.
- Воздушные ванны: t воздуха не ниже 14 ° С (спальня, группа, умывальная
комната, группа, спальня).
- Водно - солевая дорожка:
Дети 2 группы закаливания встают, берут в руки обувь и идут босиком растирать стопы на водно - солевой дорожке, считают до 10. За ними встают дети 1 группы закаливания и выполняют те же процедуры. Далее дети растирают ноги на сухом одеяле, постеленном на ребристой доске и переходят в группу, где t воздуха более низкая. Чем в спальне, проходят по массажной дорожке топающим шагом, чтобы активизировалась вся стопа,
потом по камушкам, разным по величине, обуваются на ковре и переходят к водным процедурам.
- Водные процедуры:
Обширное умывание лица, шеи, рук до локтя для детей 1 группы закаливания при t = 37° С, ежедневном снижении t° до 18 °С вытирание лица, шеи и рук полотенцем.
К детям 2 группы закаливания осуществляется индивидуальный подход - они только умываются.
После ОРВИ закаливание начинают по 2 - ой группе закаливания. Через 10 дней после выздоровления закаливание проводится по 1 группе закаливания.
При закаливании мы учитываем следующие правила:
1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается,
если их проводят комплексно, сочетая общие (например,
обливание) и местные (например, ножные ванны) воздействия.
6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.
7. Индивидуальный подход к детям.
Выбирая закаливающие воздействия для ребенка, мы учитываем его индивидуальные особенности: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия.
Закаливание проходит быстрее и эффективнее у здоровых, правильно развивающихся детей, обладающих чертами сильного и уравновешенного типа высшей нервной деятельности.
К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных, подходим очень осторожно: внимательно наблюдаем за характером ответных реакций ребенка, постоянно консультируемся с педиатром. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно прежде всего необходимо для здоровья.
Любое закаливающее влияние может принести положительный результат лишь в том случае, если сила действия применяемого фактора будет увеличиваться постепенно.
Положительный эффект от закаливания сохраняется только при постоянном повторении процедур. Мы стараемся обеспечить постоянное проведение закаливающих процедур во все сезоны года, поэтому они прочно вошли в режим дня ребенка и органически сливаются с обычными мероприятиями, проводимыми в разное время дня.
Мы советуем родителям закаливающие процедуры не отменять даже в случаях легких заболеваний детей, не сопровождающихся значительным ухудшением их общего состояния. В таких случаях применяют слабодействующую процедуру, меньшей силы раздражители: обливание заменяют обтиранием, вместо общей процедуры проводят местную, используют воду на 2—3° теплее той, какую применяли, когда ребенок был вполне здоровым. После выздоровления ребенка вновь постепенно снижают температуру воды до конечной.
При закаливании мы учитываем эмоциональное состояние ребенка в момент проведения закаливающей процедуры.
По сравнению с воздухом вода является более сильным средством закаливания, так как обладает гораздо большей теплопроводностью и теплоемкостью. Например, общая воздушная ванна при температуре воздуха +24, +25° и средней влажности приятна и может быть продолжительной, но вода той же температуры для общего действия может быть использована только в виде короткой процедуры — обливания.
Использование свежего воздуха в целях закаливания детей осуществляется постоянно.
Закаливание воздухом осуществляется следующими мерами, применяемыми постоянно и систематически:
• соблюдение правильного режима проветривания помещения. В холодное время года непродолжительное проветривание повторяется 5— 6 раз в сутки: обязательно перед сном и за 20—30 минут до подъема; до и после занятий в дневное и вечернее время бодрствования. В теплое время года окна открыты почти круглые сутки;
• влажная протирка пола (вода 50—60°) в групповых, комнатах дважды в день — после дневного и вечернего бодрствования;
• поддержание нормальной температуры воздуха в помещении;
• правильный подбор одежды, обеспечивающий состояние теплового комфорта каждому ребенку. Своевременная смена одежды, предупреждающая избыточное охлаждение и перегревание;
• воздушные ванны;
• правильная организация прогулки детей во все времена года (чередование спокойной и подвижной деятельности). Создание условий для разнообразных игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих возрасту и способствующих всестороннему физическому развитию детей.
Так же мы используем простое полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое систематически после каждого приема пищи. Это является превосходным средством, предупреждающим заболевание зубов и слизистых полости рта. Кроме вымывания остатков пищи, вода, раздражая рецепторы, находящиеся в слизистой оболочке, рефлекторно вызывает усиленную деятельность слюнных желез на короткое время. Обильно выделяемая слюна промывает протоки слюнных желёз и тем препятствует скоплению инфекций.
По нашему совету родители наряду с полосканием рта после еды приучают к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективный средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. На каждое полоскание используют примерно 1/2—1/3 стакана воды, причем «булькание» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекла в область глотки, производят очень-медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом а-а-а. Этот прием помимо закаливающего влияния и предупреждения ангин, способствует развитию легких, действуя как дыхательная гимнастика. Вода при полоскании оказывает массирующее действие на миндалины, вымывает слизь из складок миндалин и вызывает рефлекторное изменение просвета кровеносных сосудов. Все в совокупности предупреждает воспалительные заболевания горла.
С учетом применения выше перечисленных мероприятий по закаливанию детей среднего возраста были достигнуты следующие результаты:
• дети стали меньше болеть простудными и инфекционными заболеваниями;
• увеличилась посещаемость детей;
• повысилась усвояемость материала на занятиях;
• дети стали более внимательны на занятиях.