Юлия Майстренко
Загадочная волшебница — память
▼ Скачать + Заказать документы
От родителей нередко приходится слышать жалобы на память детей. В этих случаях почти всегда под памятью понимают лишь один из её видов – словесную память. Между тем различают зрительную, слуховую, моторную и смешанные типы памяти. Обычно у людей смешанный тип памяти с некоторым преобладанием одного и этих типов.
Публикация «Загадочная волшебница — память» размещена в разделах
Особенности перечисленных типов памяти можно представить следующим образом. Когда лица с хорошей зрительной памятью стараются заучить что-либо наизусть, то они запечатлевают в своей памяти страницы с буквами и, когда воспроизводят заученное, мысленно видят образ и читают его. Развитие этой способности и позволяет зрительному типу совершенствовать изумительные вещи. Одна из разновидностей зрительной памяти – шахматная. Есть, например, игроки, которые могут вести партию, не глядя на доску.
Александр Алехин провел «вслепую» сеанс одновременной игры на 32 шахматных досках, игра продолжалась 12 часов. Ему пришлось оперировать 1000 фигур более чем на 2000 клеток.
Людям зрительного типа обычно недостаточно для запоминания слышать слово, ему необходимо видеть его написанным. Такие лица мало выносят после прослушивания урока, между тем как получасовое занятие над книгой приносит больше пользы. Если ребёнок зрительного типа желает изучить стихотворение, то запоминает слова и фразы, представляя их себе так, как они напечатаны на страницах книги. Если он желает вспомнить какое-нибудь правило, то старается воспроизвести ту страницу из учебника, на которой это правило находится.
Обладатели слуховой памяти хорошо помнят услышанное. Если предмет лучше запоминается при слушании лекций и докладов, можно считать, что преобладает слуховой тип памяти. Особенность его состоит в том, что в процессе воспроизведения отдается предпочтение слуховым образам. Люди этого типа обычно вспоминают не только смысл текста, но также и интонацию, а иногда и тембр голоса, которым был прочитан текст.
Для детей этого типа записывание мало помогает при запоминании. Приходится наблюдать детей, которые легче усваивают слова, когда не сами читают, а кто-нибудь посторонний произносит их. Это связано с тем, что слуховой образ действует на них сильнее, чем зрительный.
У музыкантов слух развит в превосходной степени, и музыкальное ухо улавливает малейший диссонанс или отступление от верного тона. Известны случаи, когда дети, даже раннего возраста (до одного года) с точностью повторяли ноты, которые проигрывались на рояле. Сын чешского композитора Дворжака в возрасте одного года мог воспроизводить сложные мелодии. В возрасте полутора лет он пел арии из опер своего отца под аккомпанемент. Многие великие музыканты с самого раннего детства обладали выдающейся музыкальной памятью. Моцарт сочинил музыку, едва достигнув шестилетнего возраста. Бетховен сочинял на ходу и никогда не наносил на бумагу ни одной ноты, пока вся пьеса, план которой был у него в голове, не была совершенно окончена.
Существует также и двигательная или моторная память, при которой преимущественно запоминаются и легко воспроизводятся движения и все то, что с ними связано. Этот вид памяти важен для многих специальностей, требующих быстрого и точного воспроизведения сложных и тонких движений – для хирургов, музыкантов, артистов балета, жонглеров и др. Люди с хорошей моторной памятью без труда усваивают сложные спортивные упражнения, легко учатся танцевать, ловко пользуются разными инструментами, успешно овладевают любым мастерством. Чтобы запомнить какой-нибудь текст, обладателям моторной памяти надо его записать или, читая, шевелить губами.
Память, связанная с непосредственным восприятием впечатлений, например с обонянием, вкусом, осязанием, развита обычно в меньшей степени. Так, нелегко точно запомнить вкус, запах и ощущение предметов, хотя можно очень точно припомнить время и всю процедуру, сопутствующую такого рода восприятиям.
Перечисленные типы памяти в чистом виде встречаются редко, а чаще бывают смешанными.