Нина Малкина
Загадки как средство развития мыслительных процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего полезны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усид-чивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расши-рять кругозор, развивать речь; доставить радость от самого процесса от-гадывания.
Загадка - это находка для развития многих качеств у малыша.
Публикация «Загадки как средство развития мыслительных процессов у дошкольников» размещена в разделах
Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко на, казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребенок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.
Начав анализировать, почему так происходит, я пришла к выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности вы-ражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия, они не могут сконцентрировать свое внима-ние, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгады-вания.
Мною было принято решение заняться гимнастикой для ума с детьми ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.
Определила, какие бывают загадки :
- Описывающие свойства и признаки;
- Загадки с противопоставлениями;
- Загадки, описывающие действия;
- Загадки с вопросом.
Так как загадки бывают разных видов, мне пришлось идти от про-стого к сложному: скрупулезно подбирать задачи по возрасту, опираясь на жизненный опыт детей, постепенно их усложнять. Начали с того, что им близко и понятно: животных, игрушек, предметов, используемых в повсе-дневной жизни, а далее коснулись тем, связанных с природными явления-ми, буквами, цифрами, частями тела человека.
Так в начале я загадывала загадки с уже заложенным ответом. Прежде чем загадывать загадки накануне читала ребятам о тех или иных объектах, предметах, явлениях; рассматривала с ребятами иллюстрации, обсуждала их.
А на следующий день приступала к загадыванию загадок, давая де-тям активизировать ресурсы своей памяти. Например, перед тем как зага-дать загадку о белках (лексическая тема «Дикие животные») :
- рассматривала с детьми иллюстрации с изображением белок;
- читала детям рассказ Г. Скребицкого «Белочка – хлопотунья»,
проводила обсуждение;
- На изобразительной деятельности предлагала исследовать игрушки-белки.
По итогам этой подготовительной работы загадывала загадку :
Велики в дупле успехи—
Ягоды, грибы, орехи!
И зимой и в летнем зное
Она мелькает в пышной хвое!
Что за рыженькая стрелка?
Ну, конечно, это… (Белка).
Зная о высоком уровне зрительной памяти, всегда применяла демон-страционный материал.
Хочу отметить, что дети с нетерпением стали ждать момента, когда я буду загадывать им загадки. У них появился азарт, желание первым дать правильный ответ.
В подготовительной группе, где дети отличаются большим жизнен-ным опытом, можно предлагать загадки из разных областей без предвари-тельной подготовки. Очень интересно наблюдать, как дети сначала выска-зывают просто какие-то слова-предположения (человек, радио, компью-тер). В сложных случаях я даю детям подсказку, но не явную.
Отгадывание загадок, придумывание их - довольно увлекательный процесс. Хочется привлечь и родителей к такому занимательному занятию с детьми. Это позволит развивать у воспитанников логическое мышление и поможет поднять настроение.
Воспитатель: Малкина Н. А.