Приложение МААМ

Задания по лексическим темам в подготовительной группе

Абрамова Яна Анатольевна
Задания по лексическим темам в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

задания по лексическим темам

воспитателям

подготовительной к школе группы.

Оглавление

Оглавление 2

Лексическая тема : «Осень. Деревья». 3

Лексическая тема : «Лес. Грибы и ягоды». 5

Лексическая тема : «Овощи. Огород». 7

Лексическая тема «Фрукты. Сад». 9

Лексическая тема : «Сад – огород. Домашние заготовки». 11

Публикация «Задания по лексическим темам в подготовительной группе» размещена в разделах

Лексическая тема : «Осень» (обобщение). 11

Лексическая тема : «Наше тело. Правила гигиены». 14

Лексическая тема : «Дикие животные. Подготовка к зиме». 15

Лексическая тема : «Животные холодных и жарких стран». 17

Лексическая тема : «Перелётные птицы». 19

Лексическая тема : «Зимующие птицы». 21

Лексическая тема : «Одежда, обувь, головные уборы». 23

Лексическая тема : «Новогодний праздник». 25

Лексическая тема : «Зима» (обобщение). 27

Лексическая тема : «Дом. Строительство». 29

Лексическая тема : «Квартира. Мебель. Электроприборы». 31

Лексическая тема : «Посуда. Продукты питания». 33

Лексическая тема : «Домашние животные и их детёныши». 35

Лексическая тема : «Дикие животные зимой». 37

Лексическая тема : «Защитники Отечества». 39

Лексическая тема : «Ранняя весна». 41

Лексическая тема : «Мамин день. Семья». 43

Лексическая тема : «Профессии». 45

Лексическая тема : «Комнатные растения». 47

Лексическая тема : «Рыбы. Животный мир океана». 48

Лексическая тема : «Транспорт. Профессии на транспорте». 50

Лексическая тема : «Космос». 52

Лексическая тема : «Наш город (Санкт-Петербург)». 54

Лексическая тема : «Наша Родина – Россия». 55

Лексическая тема : «Цветы». 57

Лексическая тема : «Насекомые и пауки». 59

Лексическая тема : «Школа. Школьные принадлежности». 61

Список литературы 63

Лексическая тема : «Осень. Деревья».

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь:

Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.

Глагольный словарь:

Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья, опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.

Словарь признаков:

Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни, промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.

Словарь наречий:

Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.

Лексико-грамматический строй речи :

Дидактическая игра «Скажи наоборот» ( подбор антонимов: ярко-тускло, ранний - поздний и др. см. расширение словарного запаса).

Дидактическая игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).

Дидактическая игра «В лесу» (упражнение в образовании мн. числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах. Пример:

У дома растёт берёза, а в лесу растут (берёзы). В лесу много (берёз).

Дидактическая игра «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).

Развитие связной речи:

Составление описательного рассказа «Осень» с использованием схематичного плана.

Подробный пересказ рассказа «Лес осенью» (по Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

Вопросы:

О каком времени года говорится в рассказе?

Какого цвета лес был летом?

Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

Какого цвета стали осины осенью?

Какие деревья не изменили своего цвета?

Как кружатся листья в воздухе?

Развитие общей моторики.

Подвижная игра «Деревья» :

Ветер дует нам в лицо,

Дети обмахивают руками лицо.

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево - вправо.

Ветер дует тише, тише.

Опускают руки, приседают на корточки.

Деревце растёт всё выше, выше.

Тянутся на носочках, руки вверху.

Ветер сильный набежал,

Энергично машут руками.

Много листиков сорвал.

Перебирая пальцами, опускают руки.

Развитие мелкой моторики:

Выкладывание по образцу листьев разной конфигурации из мелкой мозаики, гороха, пуговиц.

Лексическая тема : «Лес. Грибы и ягоды».

Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь:

лес, поляна, опушка, пень, мох, корзина, лукошко, грибник, куст, гриб, боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, лисичка, опёнок, рыжик, груздь, волнушка, поганка, ножка, шляпка, грибница, чаща, болото, ягода, клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, черника, брусника, клюква, ежевика, рябина, морошка, компот, варенье, сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.

Глагольный словарь:

расти, собирать, готовить, варить, жарить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.

Словарь признаков:

грибной (дождь, лето, поляна, год, рыхлый (гриб, дружные (опята, мочёный, варёный, сушёный, жареный, солёный, маринованный, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, ядовитый, сладкий, кислый, ароматный, душистый, садовая, лесная, малиновый, крыжовенное, брусничный, земляничный, клюквенный, червивый.

Словарь наречий:

рядом, далеко, близко, вкусно

Лексико-грамматический строй речи

Дидактическое упражнение «Продолжи предложение» (активизация, обогащение словаря, закрепление падежных окончаний существительных в косвенных падежах, правильное употребление простых предлогов. Пример:

Мы пошли в лес за опятами, маслятами… (лисичками, волнушками и т. д.).

В лесу растёт много волнушек…

Грибы растут в лесу, (в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве).

Грибы можно сорвать, срезать (положить в корзину, почистить, порезать, посушить).

Дидактическое упражнение «Объясни словечко» : подосиновик, подберёзовик, боровик, моховик, мухомор, рыжик, волнушка, черника.

Дидактическая игра «Какое варенье?» ( правильное употребление относительных прилагательных: клюквенное, смородиновое и др.)

Дидактическая игра «Ягодка» ( употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: малинка, рябинка, земляничка, клюковка и др.)

Развитие связной речи

Выучить скороговорку: У пеньков опять пять опят.

Пересказывать по вопросам:

Где растёт ягода

Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растёт клюква, может ходить по ней и не видеть её. Черника растёт – её видишь6 рядом с листиком ягоды. И так их много. Что место синеет. Голубика растёт кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас – клюква, невидима сверху.

О. Крупенчук

Вопросы:

1. Как растёт клюква?

2. Какие ещё ягоды растут в лесу?

3. Как они растут?

4. Какая ягода невидима сверху?

Развитие общей моторики

Подвижная игра (координация речи с движением) «Где вы были?»

Воспитатель

Дети

Ножки, ножки, где вы были?

(ходьба на месте)

За грибами в лес ходили.

(Присели, «собирают» грибы)

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенёчки оглядели.

(Смотрят из-под руки, поворот влево - вправо).

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Грибы» :

Топ-топ – пять шагов,

Дети «шагают» пальчиками по столу

В туесочке пять грибов.

Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали 5 пальцев правой руки.

Мухомор красный - гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной, затем на обеих руках.

Лексическая тема : «Овощи. Огород».

Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь:

огород, огородник, овощи, овощерезка, урожай, грядки, рассада, теплица, посадка, сорняк, капуста, картошка, свёкла, редиска, репа, редька, лук, чеснок, фасоль, перец, бобы, горох, баклажан, кабачок, морковь, огурец, стручок, кочан, ботва, куст, «вершки», «корешки», борщ, салат, рагу.

Глагольный словарь:

вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.

Словарь признаков:

овощной, красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, круглый, овальный, треугольный, вытянутый, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, квашеный, толстый, крепкий, зрелый, ранний, поздний.

Словарь наречий:

рано, поздно, мелко, крупно

Лексико-грамматический строй речи

Дидактическая игра «Слова-неприятели» ( подбор антонимов по теме: ранний - поздний, крупный - мелкий, горький - сладкий и др.)

Дидактическая игра «Крупный - мелкий» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением).

Дидактическое упражнение «Подбери слово» ( подбор однородных прилагательных к существительным: огурец какой? (овальный, зелёный, мелкий, твёрдый, шершавый, водянистый, крупный, вкусный).

Дидактическая игра «Соберём урожай» ( усвоение глаголов с различным значением: Я срезаю капусту. – Я дёргаю морковь. – Я снимаю огурцы. – Я копаю картошку и др.)

Дидактическая игра «Поварята» ( употребление в речи относительных прилагательных: Я приготовлю овощной суп. – Я испеку капустный пирог и др.)

Развитие связной речи

Составление простых предложений с однородными определениями (Таня ест крупный красный сочный вкусный помидор).

Составление описательных рассказов и загадок-описаний об овощах по плану-схеме.

Развитие общей моторики

Подвижная игра «Урожай"

В огород пойдем,

Урожай соберем.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы морковки натаскаем

(«Таскают».)

И картошки накопаем.

(«Копают».)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают».)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками — 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

(«Рвут».)

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Н. Нищева

Развитие мелкой моторики

Выкладывание из различных материалов (мозаики, гороха, шнурков и др.) контуров овощей.

Пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим,

Дети выполняют «рубящие» движения двумя руками.

Мы капусту трём.

Дети потирают ладони друг о друга.

Мы капусту режем,

Выполняют режущие движения ведущей рукой.

Мы капусту мнём.

Синхронно сжимают-разжимают кулачки обеих рук.

Лексическая тема «Фрукты. Сад».

Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь:

сад, фрукты, плод, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат, апельсин, мандарин, лимон, ананас, виноград, кисть, лоза, дерево, черенок, кожура, косточка, варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе, садовник, посадка, урожай, витамины, здоровье, ломтик, долька, кусочек, вкус, начинка, сухофрукты, изюм.

Глагольный словарь:

расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

Словарь признаков:

румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый, полезный, вкусный, красный, зелёный, фиолетовый.

Словарь наречий:

вкусно, кисло, сладко, много, мало, горько, пресно

Лексико-грамматический строй речи

Дидактическая игра «Скажи наоборот» ( подбор и точное употребление антонимов по теме: поздний - ранний, кислый - сладкий, полезный - вредный, высоко-низко, чистый - грязный, крупный - мелкий, гладкий - шероховатый, зрелый - зелёный и др.).

Дидактическая игра «Что с чем рядом» (закрепление употребления в речи предложных конструкций и существительных в творительном падеже.) Образец: «Рядом с яблоком груша и слива».

Дидактическая игра «Магазин» (закрепление относительных прилагательных по теме). Образец: «Я куплю апельсиновый сок».

Дидактическая игра «Бабушкина кладовая» (упражнять в правильном употреблении предлога ИЗ. Образец: «У бабушки в кладовой сок из яблок».)

Развитие связной речи

Составлять предложения с однородными членами - признаками фруктов.

Составлять описательные рассказы и описательные загадки с опорой на план-схему.

Составить рассказ по вопросам к сюжетной картинке, придумать ему название и пересказывать.

Примерный текст составленного рассказа:

Наступила осень. В саду созрели фрукты. Семья пришла собирать урожай.

Мама забралась на лестницу и срывает с яблони большие, круглые, красные, сладкие, ароматные яблоки. Дима подбирает с земли крупные, жёлтые, душистые, сочные, сладкие груши и складывает их в большую плетёную корзину. Папа несёт полную тяжёлую корзину с фруктами домой.

Богатый урожай собрали в саду. Дома из фруктов мама и бабушка выжмут сок, сварят варенье и законсервируют компоты. Запаса фруктов хватит на всю зиму.

Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова

Развитие общей моторики

Координация речи с движением, подвижная игра «В саду» :

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем.

Дети водят хоровод.

С ветки яблоки сорвем

Тянутся вверх на носочках.

И в корзинку отнесем.

Наклоняются.

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем.

Хоровод.

С ветки груши мы сорвем

Тянутся вверх на носочках.

И в корзинку отнесем.

Наклоняются.

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем.

Хоровод.

С ветки сливы мы сорвем,

Тянутся вверх на носочках.

И в корзинку отнесем.

Наклоняются.

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем,

в сад пойдем.

Урожай там соберем, соберем, соберем.

Урожай там соберем, соберем, соберем

И домой все отнесем, отнесем, отнесем.

Хоровод

Развитие мелкой моторики:

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Дети ритмично сжимают-разжимают кулачки.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

Останавливаются лицом в круг.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название животного.

А для волка – кожура.

Изображают пасть волка двумя руками.

Он сердит на нас – беда!

Приседают, закрывают голову руками.

Разбегайтесь, кто куда!

Разбегаются.

Лексическая тема : «Сад – огород. Домашние заготовки».

Расширение словарного запаса детей

Закрепление лексики, отработанной по темам «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды».

Лексико-грамматические игры и упражнения

Дидактическая игра «В саду или в огороде» (составление сложных предложений с противительным союзом «а»).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что»).

Дидактическая игра «Бабушкины заготовки» (употребление относительных прилагательных; образование отглагольных прилагательных: солить - солёный, мариновать - маринованный, жарить - жареный, печь - печёный, консервировать - консервированный и их употребление).

Дидактическая игра «Собираем урожай» (составление предложений с предлогами НА, С, В, ИЗ, ПОД).

Развитие связной речи

Употреблять в речи сложные предложения с союзами «а», «потому что».

Составлять сравнительные описательные рассказы с опорой на план-схему.

Развитие общей моторики

Координация речи с движением, подвижная игра «В огороде и в саду» :

Овощи и фрукты –

Вкусные продукты.

В огороде и в саду

Для еды я их найду.

Импровизация движений

в такт стихотворению.

Л. Смирнова

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Компот» :

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот:

Левая ладошка - «ковшиком»,

правой «мешают».

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Дети опять «варят» и «мешают».

ку – по одному движению (взятию спички).

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Домашнее задание в подготовительной группе по лексическим темам «Цветы. Насекомые» 1. «Какие это цветы?» Ромашки, васильки растут в поле, это … цветы. Розы, гвоздики растут в саду, это … цветы. Колокольчики, ландыши растут.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека игр-упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су-Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе Картотека игр - упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су – Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе. Подготовила:.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5) Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Игры: «Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания. «Дождик,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Задания по лексическим темам в подготовительной группе
Опубликовано: 23 января 2024 в 13:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задания по лексическим темам в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Абрамова Яна Анатольевна (УИ 636613) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД