Татьяна Брагина
Задания для педагогической оценки сформированности экологической культуры дошкольника (по Т. А. Серебряковой)
▼ Скачать + Заказать документы
Задание 1. Назови, что это?
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением деревьев (липа, береза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).
Игровая задача : возьми карточку, назови растение, определи, к какой группе относится, назови отличительные признаки данной группы.
Публикация «Задания для педагогической оценки сформированности экологической культуры дошкольника (по Т, А, Серебряковой)» размещена в разделах
Задание 2. Кого встретил Степка
Цель: выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.
Материал: карточки с изображением диких животных: заяц, волк, медведь, белка, лиса; домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь; сюжетные картинки - дом Степки, лес.
Игровая задача : дом, в котором живет щенок Степка, находится рядом с лесом, однажды щенок забрел в лес (а он был очень любопытен) и заблудился; там ему встретились животные, которых он раньше не видел.
Задания, направленные на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы
Задание 1. Определи, к какому растению подходит эта модель
Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа
ухода за растениями от его внешнего вида, строения.
Материал: модели ухода за растениями, растения, инвентарь.
Задача : на карточках нарисованы схемы способов ухода за комнатными растениями; детям предлагается выбрать то комнатное растение, которое по
способу ухода соответствует его карточке, произвести уход.
Задание 2. Помоги медвежонку
Цель: выявить умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы (рыбкой, птичкой).
Материал: инвентарь, корм, аквариум с рыбкой, клетка с птичкой.
Ход: предложить детям осуществить уход за объектами уголка природы (рыбкой, птичкой).
Задание 3. Собери семена для «птичьей столовой»
Цель: выявить уровень сформированности умений и навыков по сбору семян.
Материал: коробочки, пакетики для семян, бирки, ножницы.
Задача : собрать семена для кормления птиц на участке зимой.
Задания, направленные на выявление характера
отношения к миру природы
Ситуация 1.
Материал: карточки:
- котенок (сытый, довольный, толстый);
- котенок (худой, взъерошенный, грустный);
- силуэт ребенка без лица ( дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление).
Игровая задача : детям предлагается рассмотреть карточки и ответить на вопросы: какое настроение у тебя будет при встрече с котенком? Почему? Реши, как быть: мама разрешила тебе взять домой котенка, но только одного. Какого бы ты выбрал? Почему?
Ситуация 2.
Материал: картинка — лесная поляна, на ней много больших красивых мухоморов, ребенок с пустой корзиной.
Игровая задача : детям предлагается рассмотреть картинку, выслушать начало рассказа по этой картинке и придумать его окончание.
Однажды Петя отправился в лес. Он шел по лесу долго и искал грибы. Вот показалась поляна, а на ней много грибов. Петя сначала обрадовался, увидев грибы, но присмотрелся, и оказалось, что это — мухоморы.
Вопрос: «Как ты думаешь, что произошло дальше?»
Ситуация 3.
Материал: картинка — красивый цветущий луг с бабочками; карточки:
1) ребенок с лупой;
2) ребенок с сачком;
3) ребенок с коробкой (банкой);
4) ребенок с кисточкой и красками.
Игровая задача : детям предлагается рассмотреть карточки и ответить на вопросы: с кем тебе будет интересно гулять по лугу? Почему? Чем вы будете заниматься? (Мальчикам предлагаются карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки.)
№ Критерий Показатели
1 потенциальные возможности ребенка не исчерпаны Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
2 потенциальные возможности ребенка частично исчерпаны Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
3 потенциальные возможности ребенка исчерпаны Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.