Люция Кузнецова
Задачи логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи логопункта
Содержание.
I. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Принципы и подходы к организации коррекционной работы
1.3. Цели и задачи коррекционной работы
1.4. Планируемые результаты освоения Программы с ФН, ФФН, ОНР III уровня
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Возрастные и образовательные особенности детей, направленных на индивидуальные занятия с учителем – логопедом.
2.2. Особенности организации коррекционной работы.
2.3. Содержание коррекционной работы с детьми с ОНР.
2.4. Содержание коррекционной работы с детьми с ФН.
Публикация «Задачи логопункта» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
2.5. Содержание коррекционной работы с детьми с ФФН.
2.6. Формы, методы реализации программы.
2.7. Взаимодействие с родителями и педагогами в ДОУ по реализации Программы.
III. Организационный раздел Программы.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
3.2. Программно – методическое обеспечение.
IV. Приложения
Приложение 1. График работы учителя – логопеда на 2020-2021 уч. год
Приложение 2. Циклограмма рабочего времени учителя логопеда на 2020-2021 уч. г.
Приложение 3. Журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий с учителем – логопедом на 2020 – 2021 уч. год.
Приложение 4. Речевая карта.
Приложение 5. Перечень литературы.
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность написания данной программы обусловлена тем, что существующие программы рассчитаны на работу в условиях групп компенсирующей направленности ДОУ, компенсирующего или комбинированного вида, в связи с чем, не подходят для использования МДОУ общеразвивающей направленности. В группах общеразвивающей направленности находится масса детей с особыми образовательными потребностями, которым необходима помощь в освоении основной образовательной программы. Применение этой программы позволит учителю-логопеду организовать и структурировать свою работу с детьми с особыми образовательными потребностями и поможет детям освоить фонетическую систему языка, своевременно сформирует у них полноценную фонематическую базу, автоматизирует слухо-произносительные умения и навыки, что позволит детям успешно овладевать школьной программой.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Социально-коммуникативное развитие» в образовательной области «Речевое развитие» использование логопедической поддержки.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционируют индивидуальная логопедическая работа. В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения индивидуальных логопедических занятий при МДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений:
- «Программа подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи» (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина); - «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина);
- «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина); - «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Н. В. Нищева);
- «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина);
- «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5лет» (Т. А. Ткаченко)
- «Развитие речи детей 5-7 лет» (О. С. Ушакова);
1.2. Принципы и подходы коррекционной работы учителя-логопеда
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и опирается на следующие принципы.
1. Принцип научности и системности – данный принцип является базовым для всех видов образовательной деятельности. Содержание учебного материала научно обоснованно и практически апробировано. Без системного подхода в коррекционной работе достижение положительных результатов сводится к минимуму.
2. Принцип всестороннего развития личности ребенка. Реализация этого принципа актуальна в связи с решением задачи обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка, осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности в целях успешной социализации ребёнка в обществе.
3. Принцип активности и сознательности должен реализовываться на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, ФН, ФФН
4. Принцип комплексности и интегративности. Успех коррекционного воздействия становится возможным только при наличии комплексного психологомедико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
• коррекционная помощь,
• психологическая помощь,
• взаимосвязь в работе всех специалистов МДОУ.
5. Принцип учета возрастных особенностей и доступности материала. Данная программа составлена с учетом речевых и возрастных особенностей детей с ОНР, ФН и ФФН.
6. Принцип наглядности особенно важен в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
7. Принцип учета индивидуального и дифференцированного подхода. В состав одной подгруппы включаются дети с одинаковым дефектом и одного возраста. Речевой материал для занятий подбирается логопедом с учетом речевых особенностей детей.
8. Принцип учета зоны ближайшего развития. Учебный материал, предлагаемый детям на занятиях должен содержать посильную трудность, которую дети преодолевают самостоятельно либо с помощью логопеда (данный принцип разработан Л. С. Выготским).
9. Принцип связи речи с другими психическими процессами. Этот принцип раскрывает взаимосвязь формирования отдельных компонентов речи с другими психическими процессами (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления).
10. Принцип воспитывающего характера обучения. На каждом занятии решаются не только образовательные и коррекционные, но и воспитательные задачи.
11. Принцип ведущей роли учителя-логопеда в организации и координации коррекционной работы.
1.3. Цели и задачи программы
Цель программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами и с учетом ФГОС ДО.
Задачи программы :
• выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;
• формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые и другие нарушения в развитии;
• обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями и организация коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
1.4. Планируемые результаты развития речи детей
Предполагаемые результаты развития речи детей с ОНР III уровня
Дети к концу обучения должны:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. ;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы. В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.