Юлия Николаевна Кузнецова
Консультация «Зачем учить самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Стремление ребёнка к самостоятельности обусловлено природой его развития — это неотъемлемый компонент становления личности. Без этого периода нельзя получить взрослого человека : если не отделиться от мамы, то и не развиться в полноценную личность.
В каком возрасте дети самостоятельные?
Степень детской самостоятельности зависит от его возраста. Во время внутриутробного развития новая жизнь полностью в руках мамы. Потом происходит рождение и физическое отделение младенца — это первый существенный шаг к становлению отдельной личности.
Публикация «Консультация „Зачем учить самостоятельности“» размещена в разделах
Первый год жизни мы называем «внешней беременностью» — у мамы с младенцем общее эмоциональное состояние, несмотря на то, что физически они уже отделились. С прекращением грудного вскармливания расстояние между мамой и малышом увеличивается ещё больше, а уровень осознания себя как отдельной личности возрастает.
Самостоятельный ребёнок ярко проявляется к 1,5–2 годам — мы буквально на каждом шагу слышим: «Я сам!», «Я могу!», «Я хочу!», «Дай мне!». Малыш ещё плохо справляется, ведь моторика совершенно не сформирована, но он уже очень хочет участвовать в своей жизни.
Если мы всё делаем за ребёнка, то совершаем большую ошибку и получаем постоянные нытьё, капризы и истерики — так он выражает протест на слишком большое участие родителей в своей жизни.
Дети должны иметь возможность двигаться и действовать в своём пространстве — только благодаря собственным движениям и взаимодействию с вещами происходит развитие малыша. Чем больше возможностей мы предоставляем нашим детям для реализации их естественных желаний, тем лучше. Это не значит, что мы отпускаем их на свободу: «Удачи, дружок!» — нет, мы даём возможности, когда они этого хотят. Но поддерживаем, когда они в этом нуждаются.
Важно идти за интересами детей, но не навязывать им повседневные дела, пытаясь воспитать. Поддерживать инициативу, но не вменять в обязанности. Тогда быт станет настолько же увлекательным, как игра.
Путь самостоятельного ребёнка начинается с полугода до года, когда мы в минимальных порциях передаём малышу этот огромный груз ответственности, который лежит на родителе. Если предоставлять возможности сразу, как только ребёнок изъявил желание и готовность, то развитию ничто не помешает.
Почему мы должны радоваться, даже когда ребёнок отталкивает нашу руку и говорит «Я сам!»? Такое минимальное участие в собственной жизни — это будущее «Я могу!», «Я умею!», «Я чего-то стою!», «Я значим!», «Я важен!». Это то, что в подростковом возрасте станет самоуверенностью, умением принимать решения и ответственностью за последствия.
Ранний опыт уверенности в себе формирует характер и поведение. Например, малыши любят работать над практическими задачами и участвовать во всём, что вы делаете каждый день дома. Конечно, эти дела не будут сделаны так, как их делают родители, и это нормально — опыт требует ошибок. Зато бонусом мы получаем отсутствие истерик, больше свободного времени у мамы и будущие академические успехи в школе и в жизни.
Главный результат самостоятельного ребёнка — «Я как мама и папа, я сопричастен к делам семьи, я значим, я могу сам!"