Евгения Мамий
Консультация «Зачем приобщать детей к творчеству?»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем приобщать детей к творчеству?
(По материалам статьи А. Мелик-Пашаева «Искусство не для искусства», Или «От Арттерапии – к Артпрофилактике».)
В большинстве своем родители думают, что если ребенок освоит компьютер и английский, хорошо сдаст ЕГЭ, победит на олимпиаде, «не засидится на старте», то он станет «успешным», а потому и здоровым, и счастливым на всю свою долгую жизнь. Поэтому от родителей не исходит запрос на полноценное и общедоступное художественного образование.
Публикация «Консультация „Зачем приобщать детей к творчеству?“» размещена в разделах
Попробуем рассмотреть этот вопрос с другой стороны. Существует ценность, для образовательной системы абсолютная и непререкаемая, которую никто не осмелится поставить под сомнение. Это – здоровье детей, которое, как известно, для нас превыше всего. Здоровье иногда даже называют основной или одной из основных целей образования. Как же с этим обстоит дело в действительности?
Привычными стали понятия «школьная близорукость», «школьный сколиоз», «школьная неврастения», «школьный шок» (у приходящих в первый класс, распад психомоторной сферы, деградация воображения.
Обо всем этом у нас вспоминают, когда оказывается, что в армию призывать некого. В остальное время мы слышим довольно назойливые разговоры о внедрении «здоровьесберегающих технологий». А вот психолог В. Ф. Базарный говорит о «здоровьеразушаюшем» эффекте школьного обучения, об истощении физического, психического, духовного потенциала человека. И чем раньше ребенок попадает в школьную ситуацию, тем разрушительнее ее воздействие. По данным на конец прошлого века, 80% шестилеток страдали от головных болей и хронического переутомления. Чуть ли не половине требовалась даже не психологическая, а психиатрическая помощь. Ученые находят несколько основных причин бедствия.
Одна из них - в самой организации пространства-времени занятий и в правилах поведения, включая и конструкцию школьной мебели, и неестественную фиксированную позу, связанную с глубоким внутренним напряжением всего детского организма, и многое другое. Как сказал в одном из выступлений педиатр и исследователь М. Л. Лазарев, несколько лет ребенка учили ходить и говорить, и вдруг, 1-го сентября, он просыпается «в другом мире», где положено сидеть и молчать! Многие методики и приспособления, созданные В. Ф. Базарным, направлены именно на то, чтобы изменить эту вредоносную ситуацию. Нормально развивающемуся ребенку свойственно воспринимать мир непосредственно, эмоционально-образно, сопричастно, а не отвлеченно и рационально. Многие преподаватели художественных дисциплин в своем творчестве выходят на такой уровень, который для других дисциплин недостижим. Это буквально спасает ребенка: меняется и самосознание, и самооценка, и статус среди детей и взрослых, а за этим следуют и успехи по другим предметам. Очевидно, что и педагогика искусств в форме театральных, танцевальных, ритмо -двигательных практик тут весьма кстати.
Другая причина – это антидетская подача учебного материала. Почему – антидетская? Послушаем специалистов. Невролог В. И. Гарбузов говорит о противоречащей природе детского организма и потому опасной тенденции «чрезмерно раннего (до 5,5 лет) обучения чтению, письму, математике, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, ноты, схемы вытесняют образы. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным, что ведет к «шизоидной интоксикации». Также и В. Ф. Базарный называет одной из главных причин истощающей нейро-психической напряженности школьников разрыв между первичной структурой чувственного мира и абстрактно-символической системой ее кодирования. Совсем просто сказал об этом М. Л. Лазарев: в ответ на слово «птичка» школьник уже не может помахать ручками и «полетать» по классу. А для него это вовсе не безболезненно, он испытывает то, что взрослые называют «фрустрацией», т. е. обучение идет против природы, загоняет ребенка в чуждый ему мир.
Третья и, может быть, важнейшая причина школьного неблагополучия – отсутствие творчества в жизни детей.
Творчество – это не какое-то особенное занятие особенных людей, это нормальное состояние нормального, здорового человека. (Как сказал тот же В. Базарный, человек бывает либо творческим, либо больным.)
Стоит ли удивляться, что, по данным статистики, около половины наркозависимых людей встают на этот путь в подростковом возрасте (11 лет и старше). Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют дети и подростки с асоциальными формами поведения и ранней наркотизацией. По данным статистики среди учащихся элитных учебных заведений наркозависимых оказалось в 2 -2,5 раза больше, чем в обычных городских школах, и в 10 раз больше, чем среди сельских школ. Есть о чем задуматься тем, кто полагает, что житейское благополучие при отсутствии творчества и смысла жизни сделает их ребенка здоровым и счастливым!
В детстве, когда с невероятной быстротой и силой растут и тело ребенка, и его душевные способности, это особенно важно. Что же происходит, если эта сила не получает выхода в творчестве? Тогда то, что ребенок принес в мир, или задыхается и умирает, как травинка, которой оказалось не под силу проломить асфальт, или взрывается, как запаянный кипящий чайник; последствия такого неосмысленного взрыва бывают и абсурдны, и страшны. То же относится к целым поколениям.
И тогда вступает в свои права терапия творчеством или терапия творческим самовыражением, сокращенно – ТТС.
Что же лежит в основе расстройств, которые требуют исцеления творчеством? Чувство бессмысленности жизни, отсутствия своего предназначения, потеря себя, чувства собственной реальности, ценности, «деперсонализация. Именно творчество в разнообразных его формах помогает почувствовать себя собою, увидеть свой путь и предназначение, обрести смысл жизни.
Творческой, а потому и целительной может стать практически любая деятельность: коллекционирование, путешествия, поиски одухотворенности в повседневной жизни, воспоминания о прошлом, ведение дневника. Но все же особое место среди конкретных методик ТТЗ занимают те или иные формы общения с искусством. Думаю, не случайно! Ведь именно художественное творчество наиболее доступно детям, более всего отвечает их возрастным особенностям и приводит к таким результатам, которые признают ценными мастера разных видов искусства. И касается это не отдельных особо одаренных детей, а практически любого ребенка, попавшего в благоприятные педагогические условия. Художниками станут немногие, но, занимаясь искусством, каждый ребенок рано получит целебный опыт творца в широком смысле слова, который пригодится ему в любой профессии, а главное - станет основой его психологического здоровья.
Послушаем, к примеру, что говорят психологи-музыканты о влиянии музыки.
Д. К. Кирнарская анализирует данные ряда зарубежных психологических исследований, в том числе эксперимента Чикагского университета, охватившего 25 тысяч учеников, которые в течение 1992 – 2002 годов занимались по расширенным арт-программам, в которых большое место занимали музыкальные занятия. В результате участники эксперимента безоговорочно опережали ровесников по всем школьным предметам, особенно преуспевая в математике и в усвоении навыков чтения.
Недавний эксперимент в двух московских школах показал, что учащиеся художественно-эстетических классов, взятые туда без предварительного отбора, получили огромное преимущество перед общеобразовательными классами по общеобразовательным предметам, хотя исходный уровень детей в этих классах был равным.
Исследователи единодушно отмечают, что дети, которые занимаются музыкой, более способны планировать свои действия и предвидеть их последствия, сосредоточенно работать, принимать самостоятельные творческие решения, становиться лидерами; у них лучше развивается пространственное мышление, они лучше владеют словом и выражают свои мысли. Им легче дается концентрация внимания, они больше успевают и освобождают время для игр и общения. Интенсивные певческие занятия влияют на быстроту и успешность развития речи, и т. д. Все это создает новый образ ребенка-интеллектуала: «жизнерадостный, смышленый и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика».[3]
Ученые показывают, что занятия музыкой ведут к таким изменениям мозговых структур, которые сглаживают проявления межполушарной асимметрии, способствуют гармоничному взаимодействию полушарий мозга – причем для этого бывает достаточно даже того, чтобы специально подобранная музыка просто звучала рядом с детьми. Результатом становится сочетание эмоциональной отзывчивости и аналитических способностей, развитие эмоционального интеллекта, то есть не только богатой эмоциональной сферы, но и способности понимать душевную жизнь свою и других людей.
В наше время американский ученый М. Гардинер изучал жизненный опыт тысяч молодых людей, состоявших на учете в полиции. И убедился, что чем активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Автор заключает, что серьезные занятия ребенка музыкой «напрочь исключают криминальный опыт».
Практически то же относится и другим художественным практикам. Существуют, например, данные о том, как влияет на подростков художественно-изобразительное творчество. Перестраивается мотивационная сфера учащихся: интересы других людей и мира в целом, ценности саморазвития, познавательная потребность начинают оттеснять эгоистическую замкнутость на себе, потребительскую направленность, «культ» материальных ценностей.
Возможно это не всем родителям придется по душе, но мы уже знаем, как обманчивы надежды на здоровую и счастливую жизнь ребенка, основанные лишь на материальном достатке.
Дети более независимы, более готовы к тому, чтобы творить и быть самими собой – а это только и может стать надежным стержнем психологического благополучия человека на длинной дистанции жизни.
Воздействие театральной практики на становление личности ребенка, универсальные возможности театральной педагогики – тема настолько обширная, что я не буду и пытаться раскрыть ее в нескольких строках.
Перечисленные данные исследований и наблюдений – лишь микроскопическая часть в потоке подобной информации. Арттерапия, как прицельная помощь разным людям, основанная на дифференцированных воздействиях средствами искусств, давно доказала свою нужность; хорошо это или плохо, но она всегда найдет своих клиентов. Мы же хотим осветить другой путь, который у всех перед глазами. Этот путь – всеобщая артпрофилактика.
Зачем дожидаться, пока ребенок станет невротиком, потеряет сон и способность учиться, впадет в депрессию, попробует наркотик, совершит правонарушение или, не дай Бог, попытку суицида, чтобы потом пытаться помогать ему звучанием токкаты Баха, пластическими движениями, лечебной лепкой или чем-либо еще? Не лучше ли общими силами добиваться того, чтобы в нашей стране прорастало и распространялось полноценное, общедоступное, профилактическое художественное образование-воспитание всех детей с самых ранних лет? При том или ином заболевании мы ищем подходящее лекарство. Но почему не использовать возможность дышать с детства таким чистым и целебным воздухом, который сам по себе сделает хотя бы часть этих лекарств ненужной для многих, многих людей?
Художественный опыт объединяет чувства и интеллект, эмоции и познание, созерцание и действие, самого ребенка – и мир вокруг него. Художественный опыт не знает возрастных, профессиональных и иных границ. Его воздействие мощно и благотворно в дородовой период и в процессе раннего развития. Хорошо известно, что в школьные годы интенсивные занятия искусством меняют всю атмосферу школы, самочувствие детей, их отношение к занятиям и их успеваемость. Он может предупредить опасные привычки и роковые поступки подростков и юношей. И во взрослой жизни этот творческий опыт сказывается благотворно, независимо от профессии человека. Существуют, например, данные о том, что одной только музыкой занимались 99 из 100 великих физиков последних трех веков, и некоторые из них – на весьма серьезном уровне.
Давайте объединять усилия. Детское художественное творчество – лучшее средство профилактики от множества психических отклонений и социальных зол.