Лариса Штыкова
Консультация «Зачем детям игра?»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем детям игра?
По законам возрастной психологии именно в игре формируются базовые достижения дошкольного возраста: воображение, произвольность, общение и самооценка.
Без развития этих качеств начинающему ученику в школе будет очень сложно. Но все эти достижения наиболее полноценно развиваются в игре. Прежде всего, воображение. Ведь в игре столько всего надо уметь себе представить!
Игра развивает способность ребенка контролировать себя
Публикация «Консультация „Зачем детям игра?“» размещена в разделах
Произвольность поведения или самоконтроль – способность человека осознанно владеть и управлять собой. Произвольность является важнейшим качеством личности и основным диагностическим критерием готовности ребенка к обучению в школе.
Произвольность поведения дает возможность ребенку следовать своим замыслам, быть настойчивым в их реализации, уметь преодолевать сложности и достигать поставленные цели. Ребенок, развивший навыки самоконтроля, может легко управлять своими познавательными процессами: вниманием, памятью, восприятием, воображением и мышлением.
Важно, что игровая деятельность способствует развитию произвольности поведения, и способствует определенным образом.
В середине прошлого века психолог З. В. Мануйленко проводила следующий эксперимент : детей трех, пяти и семи лет просили удерживать позу неподвижности в условиях игры и вне её. То есть, просили побыть неподвижным часовым, а потом просто постоять не двигаясь. Время удержания неподвижной позы – это как раз и есть показатель произвольного поведения.
Результаты получились следующими
В возрасте трех лет время и в игре, и вне игры было небольшим, и практически не отличалось одно от другого.
В пять лет (возраст самого расцвета ролевой игры) наблюдался сильный разрыв. Игровое время неподвижности было больше почти в пять раз! То есть в игре ребенок обретал дополнительный смысл предложенного малоинтересного задания, его самоконтроль значительно увеличивался. Сама роль давала возможность ребенку удержать себя в контексте правила.
В семь лет разрыв во времени снова пропадал, но показатели времени были уже на гораздо более высоком уровне. В этом возрасте ребенок был способен долго выполнять инструкцию взрослого и вне игры. Игра и роль задала детям зону ближайшего развития, являясь внешним вспомогательным средством, а после освоения навыка произвольности необходимость в ней отпала.
Развитие произвольности поведения у детей в наши дни
Это исследование проводилось около 60 лет тому назад. И недавно оно было повторено психологом Е. О. Смирновой. Результаты оказались иными.
Во-первых, ниже сам показатель произвольного поведения. Дети недостаточно принимали на себя игровую роль, несерьезно к ней относились.
Во-вторых, возрастная динамика выражена минимально. Уже нет знакового разрыва в пять лет. То есть своего развивающего вклада игра не даёт. В игре дети еще могут подчиняться правилам, но игра уже не формирует «внутреннего» качества произвольности. Неигровой произвольности не появляется.
Почему же сегодня игра у детей не развивается?
Тому есть несколько причин.
Основные причины ослабления роли игры в развитии произвольного поведения современных детей
Исчезновение детских разновозрастных сообществ.
Обучение игре никогда не было задачей педагогов. Другие, старшие дети — самые лучшие учителя игры. Но их сложно встретить в условиях малодетных семей, одновозрастных групп в детских садах, отсутствия дворовых компаний.
Программный подход к дошкольному воспитанию.
Занятия по рисованию, чтению, даже по игре. У ребенка нет свободы, нет времени, в течение которого им бы не руководили. Лучший вариант – это полчаса на игру в конце детсадовского дня. Но при отсутствии умения играть вместо игры мы получаем возню, крик, хаос и безобразия. И иллюзию того, что “дети не хотят играть нормально”!
Мода на раннее развитие.
У родителей сложилось впечатление, что развитие – это накопление знаний, умений и навыков. А игра – это заполнение свободного времени, пустое времяпрепровождение. Неважный досуг.
Широкое распространение видеокультуры.
Телевизор, видео, мультфильмы. Все свободное время у ребенка уходит на экран. Потреблять мелькающие кадры проще, чем играть — это не требует никаких придумок. Телевизор выдавливает активные формы детской деятельности.
Отсутствие игрушек, как бы парадоксально это ни звучало.
Большинство современных игрушек не пригодно для игры, губит её в зародыше. Интерактивные игрушки, умеющие сами петь-говорить-есть и многое другое, не допускают создания воображаемой ситуации. Игра с ними сводится к манипулированию, включению и наблюдению, что просто парализует детскую фантазию.
Как развивать произвольность?
Кандидат психологических наук, специалист по детской игровой деятельности, научный руководитель игрового центра детского развития «Лесенка» в Новосибирске И. А. Модина:
«…Лев Семенович Выготский дал удивительно ёмкое определение произвольности, как «способности ребенка управлять своей внутренней и внешней деятельностью». В этом определении ключевыми словами, которые относятся к произвольности, являются слова: «способность управлять».
Как правило, взрослые требуют от детей умения управлять только своей внешней деятельностью, то есть действовать в рамках своих ожиданий. А то, что происходит внутри ребенка, зачастую, никого не интересует.
В этой ситуации наиболее активные дети протестуют и попадают в группу непослушных, а другие начинают подстраиваться под взрослого и заслуживают его похвалу. Ни у тех, ни у других при этом не происходит развитие произвольности, то есть умения управлять своей внутренней, а вслед за ней и своей внешней деятельностью, потому что управлять то нечем. Нет ни того, ни другого.
Такой ребенок не может сам себя занять, начинает баловаться, висеть на взрослых, просиживает за мультиками или компьютерными играми целыми часами, а попадая в группу детей, зачастую, проявляет деструктивное поведение. А все оттого, что рядом нет мудрого и понимающего взрослого, который бы знал о законах детского развития и следовал бы им.
Однако, иногда в группе детского сада можно увидеть детей, которые в экстремальных условиях отстаивает свое право на развитие.
Однажды меня пригласили в старшую группу детского сада посмотреть на мальчика, который всем мешал. Я пришла в группу после дневного сна. Часть детей ушла на кружки, а остальные практически ничем не занимались: один мальчик сидел на стуле и вертел в руках пистолет; девочки раздевали – одевали куколок; кто-то машинку катал туда-сюда, а один мальчик взял вместо бинокля два цилиндра, посмотрел в окно, потом подбежал и отнял у первого мальчика пистолет, снова подбежал к окну и в кого-то пострелял. Лишившийся пистолета ребенок начал громко жаловаться воспитательнице, которая тут же обратилась ко мне:
«Вот видите, Ирина Алексеевна, он всегда вот так!»
Однако, увлеченный своей игрой мальчик не обратил на это никакого внимания, а взял делали мозаики, насыпал их на подоконник и стал смотреть в окно. Я подошла к нему тихонечко и говорю: «Что-то там интересное происходит, только я не могу понять что, по-моему… нет, ничего не вижу». Ребенок подозрительно посмотрел на меня, а потом говорит: «Очки протрите». Это был тест, который я должна была пройти, чтобы заслужить его доверие. Я протерла очки, потому что предложение было совершенно разумным, и опять начала смотреть в окно, но по-прежнему ничего не разглядела. После этого мне были предложены бинокли, в которые я уже увидела птичек. «Вот, теперь они летают, потому что я всех Бэтманов перестрелял», — сказал мальчик, — «А то они воробышков этих убивали. Я насыпал воробышкам живительных зернышек, и они опять летают». И здесь я спросила про конфликт с пистолетом и услышала совершенно потрясающий ответ играющего ребенка : «Так он же ему не нужен». А вежливости его учить было некогда, да и незачем – что толку! Конечно, простенький был сюжет у ребенка, да и герои не те, зато свой, авторский!
У этого мальчика была, безусловно, была развита внутренняя деятельность. Он ей управлял и выстраивал, вопреки всему, внешнюю игру точно по своим правилам, а значит, развивался. При этом волевое усилие необходимо было прикладывать не только для построения игры, но и для преодоления внешнего неприятия его деятельности взрослым и детьми. У него формировалась произвольность!
В этой связи мне вспоминается вопрос, который часто задают учителя школ: «Почему наши двоечники ездят на лексусах, а отличники сидят в библиотеках за мизерную зарплату?». А ведь все начинается еще в дошкольном детстве»
И все-таки, как мы можем помочь ребенку сформировать произвольность?
• Включать ребенка в игру, соответствующую возрасту, чтобы полноценно развивать его игровую деятельность.
• Задавать образец произвольного поведения. Не забывайте, маленькие дети все слизывают со взрослого, так как именно взрослый задает для них образец поведения и деятельности.
• Использовать игровые средства. Ребенок не хочет убирать игрушки. Вы тихо подходите к нему и говорите: «Слышишь, как слоненок приглашает всех в Африку на день рождения своей бабушки. Давай, как будто, коробка будет у нас кораблем, а шкаф Африкой». Сюжет и правило налицо, и не сомневайтесь, скоро все игрушки будут на месте, особенно если вы будете играть вместе с ним. В следующий раз он уже сам придумает себе сюжет, который поможет ему быстро убрать игрушки.
Учитесь играть с детьми и больше играйте с ними, потому что именно в игре наиболее полноценно развиваются воображение, произвольность, общение и самооценка ребенка, которые помогут ему вначале стать хорошим учеником, а в будущем успешным человеком.»
Что такое предметы-заместители и для чего они нужны?
Предметы-заместители — это игровой материал, замещающий недостающие в игре предметы.
Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением. Способность человека переносить свойства одного предмета на другой, по мнению советского психолога, педагога и философа В. В. Давыдова, лежит в основе прогресса человеческой цивилизации.
Первые люди использовали сложенную ладонь, чтобы зачерпнуть воду. Позднее они придумали сделать из глины чашку, из дерева — ложку, из бересты — туесок. То есть перенесли форму и свойство пригоршни на глину (дерево, бересту).
А ещё в игре с предметами-заместителями формируется умение увидеть общее, целое прежде, чем частное. Это то самое умение, которое мы лихорадочно начинаем развивать перед школой. Оно закладывается в играх с предметами.
Неужели мы не можем себе позволить купить ребенку нормальную настоящую игрушку? Можем. Но это плохой выход.
Современные игрушки оставляют слишком мало места для развития фантазии ребенка. В каком-то смысле деревенские дети, игравшие камешками, чурочками и палочками вместо настоящих игрушек, были счастливее, лучше подготовлены к жизни, чем современные ребятишки, у них интенсивнее развивалась фантазия.
Означает ли, что следует по возможности сократить «игрушечные» фонды детей? Нет, конечно. Игрушка играет не только развивающую, но и социализирующую роль. Ее функции не ограничиваются ролями в игре. Она может быть престижным предметом обладания, утешителем, собеседником. И она, конечно же, дает уроки манипуляции с предметами. Но игра не сводится к игрушке, может развиваться помимо игрушки и даже без нее, сами игрушки подвергая трансформации и лишая их изначальных функций.
Когда следуют вводить в игру ребёнка предметы-заместители?
Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает усваивать смысл действий «понарошку».
Это самое «понарошку» — основа воображения и творческих способностей человека, умения самостоятельно ставить вопросы и находить на них нестандартные ответы.
В ситуации, когда ребенок кормит куклу из игрушечной тарелочки, уже присутствует доля воображения. Ведь реальная каша отсутствует! Но маленькие предметы — копии жизненных реалий помогают ребенку воссоздавать действие. Предположим, однако, что копии отсутствуют. Тогда ребенок, чтобы накормить куклу, вынужден будет искать им замену среди попавшихся ему под руку предметов: роль тарелочки может выполнить листик, роль ложечки — палочка. Листик и палочку психологи называют предметами-заместителями. Считается, что использование в игре заместителей свидетельствует о высоком уровне развития ребенка, о его креативности («творческости»).
Ведь если ребенок вместо кукольной посуды использует листик и палочку, ему потребуется гораздо больше напрягать свою фантазию и воображение. Он должен будет мысленно наделить случайные предметы неспецифическими для них функциями.
Поэтому, когда говорят о создании среды, способствующей творческому развитию ребенка, обычно отмечают: в такой среде должно быть много предметов и материалов с «размытыми» функциями, легко поддающихся изменению, трансформирующихся, неспецифических — различного вида конструкторы, природные материалы, пластилин, проволока и т. п.
Этот принцип довольно последовательно реализуют вальдорфские педагоги: вальдорфская среда изобилует шишками, камешками и коряжками, кусочками шерсти и клубками ниток. (Правда, конструкторы вальдорфцы не жалуют: считают, что они сделаны из ненатуральных материалов и способствуют технократизации детского внутреннего мира.) Вальдорфские куклы не имеют лиц именно на том основании, что «готовое» кукольное лицо несет на себе печать «готовой» эмоции, и это мешает детям фантазировать по поводу кукольных настроений. Позиция не бесспорная, но аргументированная и имеющая право на существование.
Что может являться предметом-заместителем? В качестве заместителей могут выступать палочки, шишки, кора дерева, кубики, шарики, бусины, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, катушки ниток, спичечные коробки, лоскуты ткани, фантики, обрезки цветной бумаги и пр.
Их лучше хранить в определенном месте, например, в коробке неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил слишком много времени на их поиски и не отвлекался от игры.
В статье использовались материалы:
Сайт детского и семейного психолога Натальи Лейкиной «РИСУЕМ И ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ»
https://risuem-i-igraem.ru/
Статья из журнала «Дошкольное воспитание» № 1 -2004
«Скатерть-самобранка и ложка-невидимка,
или О роли предметов-заместителей в детской игре»
https://dob.1september.ru/article.php?id=200400105
https://dob.1september.ru/