Вероника Анатольевна Кубасова
Консультация для педагогов «Зачем нужны курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: Для чего нужны курсы повышения квалификации.
Педагогическая деятельность – это не только призвание, но и постоянная работа над собой, поиск новых идей и решений. В современном обществе все больше внимания уделяется инклюзивному компоненту образования, который предполагает создание полноценных условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья требует не только большой любви и терпения, но и профессиональной компетенции. Учитывая особенности этих детей, работа педагога становится все более сложной и разноплановой. Одним из ключевых аспектов успешной деятельности в этой сфере является постоянное повышение квалификации, которое позволяет воспитателям эффективно справляться с возникающими сложностями.
Направлениями, на которые стоит обратить внимание всем, кто планирует пройти курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку являются:
- Специальные методики работы. Порядок работы с детьми с ОВЗ требуют новых подходов, включая индивидуализированное обучение и инклюзивные методы.
-Психология детей. Глубокое знание психологии детей с ОВЗ помогает воспитателям лучше понимать их потребности и справляться с эмоциональными трудностями.
-Навыки коммуникации. Работа с родителями и коллегами, а также работа в команде требуют отличных навыков общения и соцпартнерства.
-Технические навыки. Использование технологий для создания удобной образовательной среды для детей с ОВЗ становится все более актуальным.
Почему же так важны курсы повышения квалификации?
Есть несколько ключевых причин, по которым воспитатели должны рассмотреть этот вопрос.
Актуальные знания, чтобы быть в курсе последних изменений в образовательной среде.
Разработка индивидуальных программ. Поскольку для успешной работы с детьми с ОВЗ необходимо уметь разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты.
Эмоциональная поддержка. Работа с детьми с инвалидностью может быть эмоционально сложной.
Правовые и этические аспекты. Педагоги должны быть знакомы с актуальными законодательными актами и этическими нормами в сфере образования детей с ОВЗ.
Обмен опытом. На курсах воспитатели могут делится своим опытом с коллегами, узнавая о лучших практиках и методах работы.
Я прошла курсы в объеме 144 ч по программе «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО».
Почему я обратила внимание на эти курсы? В моей группе есть дети с трудностями в обучении и социализации. Я решила получить новые знания, чтобы выстроить работу с ними.
На платформе было представлено большое количество необходимого материала по данному направлению, все грамотно систематизировано, доступно и понятно. Каждый заинтересованный педагог найдет для себя то важное и полезное, что необходимо ему в своей работе.
Пройдя данные курсы, я поняла, что :
1. Результативным является сопровождение, основанное на принципах прикладного анализа поведения.
2. Наиболее эффективным для обучения людей с РАС является использование зрительного канала.
3. Дети с РАС достаточно успешны в среде, структурированной соответствующим образом.
Очень важным является организация среды для детей с РАС. Которая построена на трех принципах:
• принцип структурирования;
• принцип визуализации;
Для организации среды в рамках структурированного подхода в обучении детей с РАС необходимо свести к минимуму влияние нарушений обработки слуховой информации, внимания. В связи с этим эффективно использовать сильные стороны в области визуальной обработки информации, механической памяти и специальных интересов.
• учёт сенсорных особенностей.
Необходимо сделать временные и пространственные связи наглядными, а пространство – зонированным:
• Учебная зона;
• Зона отдыха;
• Сенсорная зона;
• Место уединения.
В своей группе мы организовываем такое зонирование. Так же организовываем сенсорную зону.
Это место, где воспитанники могут играть или успокоиться в случае сенсорной перегрузки. У нас она организована в помещении группы. Существует большое количество сенсорного оборудования, и к его подбору следует относиться очень внимательно. Не нужно перегружать сенсорную зону вещами, которыми дети никогда не будут пользоваться.
Так же педагогам понимать, что ребенку с РАС (и не только) трудно понимать и использовать речь, поэтому необходима визуальная поддержка, то есть использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку.
Визуальная поддержка для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) применяется по двум основным причинам: она облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком и ребенка с другими людьми.
Так же на курсах я получила практические советы по работе с родителями.
Я предлагаю вам памятки с информацией для педагогов и родителей…
Практические советы для педагогов по работе с детьми с РАС
Организация среды для детей с РАС построена на трех принципах: принцип структурирования, принцип визуализации, учёт сенсорных особенностей.
Для организации среды в рамках структурированного подхода в обучении детей с РАС необходимо свести к минимуму влияние нарушений обработки слуховой информации, внимания. В связи с этим эффективно использовать сильные стороны в области визуальной обработки информации, механической памяти и специальных интересов.
Необходимо сделать временные и пространственные связи наглядными, а пространство – зонированным: учебная зона; зона отдыха; сенсорная зона; место уединения.
Очень важно соблюдать правила организации среды. Необходимо наличие в каждой зоне специальных материалов и оборудования. Они должны быть безопасными для детей, так же, как и сама среда. Принципы структурирования пространства подразумевают разделение пространства на зоны, которые закреплены за видами деятельности. Необходимо жёстко закрепить предметы за этими зонами, структурировать материалы. Пространственную упорядоченность стоит сохранять в течение длительного времени, а все перемены должны осуществляться постепенно. Для ребенка важно наличие индивидуального постоянного места в группе. Все пространство не должно быть перегружено бытовыми предметами, игровыми и учебными материалами.
Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь. В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки. Визуальная поддержка может помочь в обучении детей с РАС социальным правилам, также дети с РАС могут сами использовать ее в социальных ситуациях. Во-вторых, детям с РАС часто сложно понимать устные инструкции и следовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что они хотят и в чем нуждаются. Визуальные подсказки помогают родителям донести до ребенка свои ожидания. Это предотвращает конфликтные ситуации и снижает проблемное поведение из-за трудностей с коммуникацией. Визуальная поддержка поддерживает уместные и позитивные способы коммуникации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность.
Виды визуальной поддержки:
Доска «Сначала-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.
Доска «Сначала-Потом» полезна, если вы учите ребенка с РАС следовать указаниям и обучаете его новым навыкам. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное, обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать доску «Сначала-Потом», то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки. Покажите доску ребенку вместе с короткой устной инструкцией. Старайтесь употреблять как можно меньше слов, начните со слова «сначала». Например: «Сначала надень ботинки, потом качели». По необходимости напоминайте ребенку о доске во время выполнения задания. Например: «Еще один ботинок, потом качели». Когда задание «сначала» выполнено, снова привлеките внимание ребенка к доске. Например: «Ты надел ботинки, теперь качели!». Немедленно предоставьте ребенку обещанный предмет или доступ к приятному занятию. В противном случае ребенок больше не будет доверять тому, что изображено на доске.