Татьяна Горбунова
Зачем нужны границы в общении?
▼ Скачать + Заказать документы
Детям необходимы границы. Именно в них они чувствуют себя в спокойствии и безопасности.
«В природе детей — двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем. Мир без границ — для маленького человека очень опасное и пугающее место».
Границы нужны для того, чтобы мы ясно могли ощущать: где я, а где не я; где мое, а где чужое. И если эти вещи, эмоции и мысли мои, то я за них отвечаю и их контролирую.
Публикация «Зачем нужны границы в общении?» размещена в разделах
Какие бывают границы?
Границы бывают разные : физические, эмоциональные, сексуальные, интеллектуальные, временные, материальные.
Я предлагаю остановится на некоторых основных, на мой взгляд, в рамках темы нашей беседы.
• Физические границы - включают в себя понятие личного пространства, а так же право на удовлетворение своих физиологических потребностей (еде, отдыхе и т. д.). Совершенно нормально сообщать окружающим, или ребенку, о своих потребностях. Например, Сынок, я сейчас устала, хочу кушать и у меня нет сил идти с тобой гулять, давай мы сходим домой покушаем, я немного отдохну и потом мы сходим погулять.
• Временные границы - способность ценить свое и чужое время. Время оно бесценно. Например, У меня есть полчаса, чтобы поиграть с тобой. Или Сейчас у меня нет время на совместную игру, так как я должна закончить работу на компьютере, как только я закончу работать, мы сможем с тобой поиграть.
• Материальные границы - сюда относится право на отказ делиться своими личными вещами, если у вас нет на это желания.
Например, Я не дам тебе свой велосипед и т. п. Часто можно слышать как родители ругают своих детей за то, что их дети жадничают. Однако, если предложить им отдать постороннему человеку свою машину или ноутбук, вряд ли они согласятся.
И здесь мы подходим к важному понятию, точнее умению говорить "Нет"
Умение говорить «нет»— важный личностный навык.
Примерно к 3 годам ребенок становится достаточно самостоятельным, что все чаще и чаще начинает проверять наши границы на прочность. И именно в этом возрасте важно учить ребенка понимать слово Нет, Нельзя.
Дети не рождаются с готовыми границами, воспитанными и непослушными. Дети, какими они являются или какими будут зависит от множества факторов, но важная роль родителей в вопросах воспитания, я уверена, ни у кого не вызывает сомнения.
Признаки не установленных родителями границ
1. Ребенок игнорирует обращение к нему родителя
Например, вы приходите за ребенком в садик или к бабушке, говорите ему Собирайся, нам надо идти. А ребенок никак не реагирует. Вы раз сказали, два, ничего не меняется.
Но здесь важно самому родителю учитывать личные границы ребенка. Вы видите, что ребенок играет, вы говорите, Я пришел за тобой, нам через 10 минут нужно уходить, предлагаю тебе закончить игру, 5 минут я готова подождать. И ждете.
Тем самым вы показали, что вы уважаете его интересы, с уважением относитесь к его игре, но вместе с тем жестко обозначили границы, я готова ждать только 5 минут.
2. Ребенок толкает, тащит родителя, несмотря на то что родитель занят
Например, вы разговариваете с воспитателем, подругой, просто другим человеком и ваш ребенок подбегает к вам, хватает вас за руку тащит куда то молча, а может и говорит, что ему срочно нужно показать что он нарисовал или сделал.
Как можно отреагировать в этой ситуации?
3. Ребенок перебивает и вмешивается
4. Фамильярный и пренебрежительный тон общения
Часто от этого страдают наши бабушки, когда жалуются нам, что наши дети их обзывают или грубо им отвечают.
5. У детей нет никаких обязанностей
Предлагаю по тренироваться в установлении границ на тех примерах, которые я привела выше.