Лариса Владимировна Драгунова
Консультация «Зачем нужна мелкая моторика и почему она так важна»
▼ Скачать + Заказать документы
Общепризнанный факт, что от степени развития мелкой моторики зависит развитие ребенка. Почему так? Головной мозг учеными условно поделен на зоны, и именно зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной. Это означает, что без задействования первого, не будет хорошо работать и второе, и наоборот.
К тому же, мелкая моторика рук взаимодействует :
-с вниманием;
-с мышлением;
-с координацией;
-с воображением;
-с наблюдательностью;
-с памятью.
Публикация «Консультация „Зачем нужна мелкая моторика и почему она так важна“» размещена в разделах
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
С какими трудностями сталкивается ребенок с плохо развитой мелкой моторикой?
Дети, чьи родители не уделяли внимание развитию мелкой моторики, сталкиваются с трудностями еще в дошкольном возрасте: с трудом используют ложку во время еды, не могут справиться со шнурками или пуговицами, не выговаривают буквы, сложно построить предложение, да и в целом неуклюжи. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопаток, застегивание, расстёгивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.
В первом классе им с большим трудом дается письмо, может проявиться тремор рук. Не проходят проблемы с артикуляцией. Важно помнить, чем больше времени будет уделяться его пальчикам, тем аккуратнее будет становиться его почерк.
Как правильно развивать мелкую моторику?
Формировать такой важный навык нужно с самого раннего возраста. Для совсем маленьких подходит:
-Массаж ладошек;
-Пальчиковая гимнастика;
-Осязание предметов, различных по размеру, текстуре, форме.
Ребятам постарше подходят более сложные упражнения в игровой форме:
-Игры с бусами, природными материалами;
-Конструктор;
-Паззлы, раскраски;
-Глина, пластилин;
Для школьников возможны совсем серьезные вещи:
-Вышивание, макраме;
-Шитье;
-Каллиграфия;
-Рисунок, живопись.
Если ребенок научится хорошо выполнять простые движения: брать и перекладывать мелкие предметы, перебирать их пальчиками, то его в жизни будет гораздо проще научить делать очень сложные вещи.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей :
-Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе.
-Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
-В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог.
-Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит радость.
-Нельзя заставлять. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить -прислушайтесь к его пожеланиям.
-Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию.
-Старайтесь попробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
-Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
-Контролируйте время, не пересиживайте и не переутомляйте его.
-Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии.