Римма Юсупова
«Забавный сундучок». Развлечение в рамках ознакомления с художественным наследием татарского народа в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с национальным художественным наследием татарского народа, показать самобытность татарского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев, в устном народном творчестве (песнях, потешках, плясках)
2. Воспитывать у детей уважительное отношение к национальному, художественному наследию, стремление сохранить и обогащать его как бесценную сокровщницу прекрасного
Публикация «„Забавный сундучок“, Развлечение в рамках ознакомления с художественным наследием татарского народа в подготовительной группе» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Республика Татарстан
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2016
3. Воспитать чувство восхищения красотой национального костюма, осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества
4. Воспитывать чувство уважения и дружбы к людям другой национальности
1. Разучить с отдельными детьми татарские песни, стихи
2. Подобрать народную игру, потешки, считалки
3. Сделать выставку изделий, выполненных в традициях народных ремесел (кружево, вязание и т. д)
4. Оформить зал
5. Накрыть стол для гостей (самовар, угощение с татарскими блюдами)
6. Приглашение гостей (Звучит музыка народной песни)
Ход занятия:
Слово ведущей:
Бабушка Дети: Исенмесез! Здравствуйте
Исен, исен!
Бабушка : Проходите, гости дорогие!
Ребенок: Эби, без сина килдек кунакка
Дети: Бабушка, мы пришли к тебе в гости
Бабушка: Бик шат. Бик шат. Я очень рада. Давно жду,
поджидаю. Для каждого найдется местечко, для каждого доброе словечко. Как узнала,что вы придете самовар поставила, испекла чак-чак, очпычмак, да и сама нарядилась, посмотрите какой на мне красивый костюм, платье, сапожки, калфак (дети разглядывают)
Бабушка: Матурмы? (Красиво)
Дети: Матур! Матур!
Ребенок: Баушка, а что это у тебя за сундук?
Бабушка: Этот сундук волшебный. Потому что, когда его открываю, он мне начинает рассказывать про мою молодость, напоминает мою юность, прошлую жизнь.
Бабушка: Я тебя с цветком сравнил бы,
Юность- светлая звезда,
Но цветы в саду желтеют,
Ты же вечно молода.
Я тебя сравнил бы с шумным
Половодьем по весне,
Но вода пересыхает,
Ты ж шумишь всю жизнь во мне
(З. Мансуров)
Показ иллюстации «Татарская девушка», обратить внимание на костюм, украшения
Дети: Бабушка, открой нам тайну этого сундука.
Бабушка: Так и быть (открывает) достает салфетки с вышивкой, кружевами.
В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Собирались на посиделки молодые девушки себя показать,на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах, да умением и мастерстовм блеснуть. Пряли пряжуиз шерсти, вязали кружево, варежки, носочки, вязали шали (демонстрация картин). Посмотрите какие красивые салфетки, кружева (показывает). За работой пели народные песни. Сейчас я вам спою любимую мою песню
«Зх, кунелле омэсе!», «Эх,весело на посиделках!».
Песня «Эх,весело на посиделках!» слова и музыка народные
Если сердцу вдруг взгрустнется,
Дней прошедших станет жаль,
Спой ты песню- всё уймется
И забудется печаль!
Эх весело на посиделках,
На гуляньи вечерком,
Песни петь на посиделках
Нам с подружкою ладком
Бабушка: Понравилась песня?
Дети: Да!
Бабушка: Что же еще прячется у меня в сундуке (достает калфак (фату, безрукавку вышитую, тюбетейку, читек — сапожки)
В молодости все влюблялись. Девушки дарили своим женихам вышитые платочки, тюбетейки, а парни красивые украшения, серьги, кольца, калфак расписной, сапожки с узорами. Это все я сохранила, посмотрите. (Показывает)
Бабушка наряжает девочку и мальчика в национальный костюм
Бабушка: А теперь посмотрим как они будут исполнять татарский танец (Татарский танец с платками)
Белой шалью обовьёшься,
И по улице пройдешь,
Стань моей — счастливой будешь,
У другого пропадешь.
Я купил шесть граммов шёлка
Тюбетейку заказал,
Потерял покой навеки,
Увидав твои глаза.
(Х. Валиуллин)
Бабушка: По обычаю, у татар голова должна быть прикрыта
тюбетейкой у мужчин, а девушки калфаком или же платком, шалью. (Вынимает из сундука шали с кистями)
Когда я была маленькой мы играли в одну игру, называется «Сделай юрту». Сейчас мы поиграем.
Народная игра «Сделай юрту»
4 подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами, переменным шагом и поют. С изменением характера музыки ребята дробным шагом перемещаются в общий круг, пляшут. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Бабушка: Одежда татарской девушки, женщины дополнялась красивыми украшениями — бусами, серьгами, браслетами (показывает разные украшения).
А это кольцо я храню много лет. Потому что я носила его, когда была молодой девушкой. Любила на посиделках играть в «Кольцо», сейчас поиграем.
Татарская национальная игра «Кольцо»
Считалкой выбирают ведущего.
Считалка: Пила,такта, балта,
Ышкыламаган такта,
Чаука, чыпчык
Син кал, бу чык
Ведущий, останавливаясь возле каждого из сидящих детей, одному из них (незаметно для других, кладет в ладонькольцо. По сигналу: «Кемде иозек,иогрып чык»- «У кого колечко, выйди на крылечко». Ребенок должен успеть выбежать, а дети стараются с обеих сторон задержать его. Если задержат, то придумывают какое-то наказание в виде песни, пляски, стишка, пословицы, прибаутки. (Стих. чит -ет ребенок)
РОДНОЙ ЯЗЫК
О, как хорош родной язык, отца и матери язык,
Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!
Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,
А после - бабушка меня старалась сказкою унять.
Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,
И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.
Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:
"Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!"
(Г. Тукай)
Татарская песня «Тала-тала» (музыка С. Сайдашева, слова А. Гумярова) исполняет ребенок
Татарский танец «Колтя бяйляу» («Сбор колосьев»)
Бабушка: Славно мы повеселились с вами. Гости дорогие не пора ли отведать вам моих национальных блюд. Приглашаю вас к столу на чай душистый, чак-чак медовый. (Чаепитие с национальными блюдами. Массовый танец «Эпипя»)
Бабушка: Гостю — почет, хозяину — честь.
Гость доволен — хозяин рад.
До свидания, гости дорогие. Чем богаты, тем и рады. Милости просим побывать у меня в следующий раз.
Исен булыгыз, минем дусларым!