Наталья Басина
Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 4 «Улыбка»
Левокумского муниципального округа
Ставропольского края
Юные финансисты
Проект по формирование финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста
Составлен
воспитателем
Басиной
Натальей Сергеевной
п. Новокумский
2020 год
Тип проекта : информационно - практико – ориентированный
Публикация «Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста „Юные финансисты“» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Место проведения: МКДОУ «Детский сад «Улыбка», старшая группа комбинированной направленности «Капельки»
Участники проекта : воспитатель, дети 5 – 6 лет, родители воспитанников
Проведение мероприятий: фронтальные и подгрупповые
Сроки реализации проекта : краткосрочный (1 месяц) декабрь 2020 г.
1. Описание проекта
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
1.1 Актуальность проекта
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мной учитывались несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.
1.2 Цель и задачи проекта. Планируемые результаты
Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
- Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
- Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности формировать положительные взаимоотношения детей. Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей. Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.
Планируемые результаты:
- У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
- Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
- Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
1.3 Этапы проекта
1этап – Организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные финансисты».
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный: Непосредственно образовательная деятельность.
Подведение итогов реализации проекта.
1.3 Описание предлагаемого способа решения проблемы.
1. Интегративный подход.
Позволяет интегрировать выводы различных научных исследований, практический опыт работы с детьми в формировании навыков финансовой грамотности. Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса.
2. Деятельностый подход.
Позволяет определить возможности разработки основных направлений работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры.
3. Субъектный подход.
Позволяет определить, что, несмотря на свой возраст, в процессе формирования финансовой грамотности обучающихся будут создаваться условия для их личностного развития. Это выражается в успешной адаптации в постоянно изменяющуюся образовательную, социально-культурную ситуацию.
Проект «Основы финансовой грамотности» ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.
1.4 Методы и приемы
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использовала следующие методы и приемы.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работа будет строиться по следующим принципам:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простой образовательной деятельности к сложной;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
2. План мероприятий по финансовой грамотности детей 5 – 6 лет
Таблица 1
Дата проведения Мероприятие Ответственный
1 неделя
01.12.2020
Беседа: «Что такое деньги?» Воспитатель группы
02.12.2020 Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас.
Иллюстрированный материал «Купюры и монеты», «Банк», «Банкомат» Воспитатель группы
03.12.2020 Экскурсия по ДОУ «Ознакомление с профессиями сотрудников детского сада» Воспитатель группы
04.12.2020 Д/ и: «Кому что нужно?»
Рисование на тему «Профессии», «Деньги» Воспитатель группы
2 неделя
07.12.2020 Игровая деятельность Сюжетно ролевая игра «Банк», «Профессии» Воспитатель группы
08.12.2020 Чтение и заучивание поговорок, пословиц о деньгах Воспитатель группы
09.12.2020 Беседа «Как раньше считали деньги?» показ счёт и калькулятора
Д/ и: «Ресурсы и семейный бюджет» Воспитатель группы
10.12.2020 Чтение сказки «Муха –Цокотуха»
Д/ и: «Ты мне, я тебе» Воспитатель группы
11.12.2020 Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье»
Экскурсия родителя с ребёнком в магазин
С/ри «Магазин» Воспитатель группы, родители
3 неделя
14.12.2020 Демонстрация презентации «История денег»
Д/ и: «Какие бывают доходы» Воспитатель группы
15.12.2020 Д/ и: «Купи другу подарок»
Воспитатель группы
16.12.2020 Беседа с детьми «Как я коплю деньги» Воспитатель группы
17.12.2020 С р/ и: «Профессии»
Д/и с мячом «Назови профессию» Воспитатель группы
18.12.2020 Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке»
Д/и «Что быстрее купят?» Воспитатель группы
4 неделя
21.12.2020 Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
Экскурсия «Познавательный маршрут «Банкомат»
Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки Воспитатель группы, родители
22.12.2020 Д/и «Кто трудится, кто играет» Воспитатель группы
23.12.2020 Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. Воспитатель группы
24.12.2020 НОД «Маленькие финансисты» Воспитатель группы
25.12.2020 Продуктивная деятельность «Раскраски с заданиями» Воспитатель группы
2.1 Ожидаемые результаты
- дети понимают и ценят окружающий предметный мир, уважают людей, которые умеют хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- активно используют в игровой деятельности основные экономические
понятия и категории, которым, было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий : деньги, цена, товар, семейный бюджет
и пр. ;
- осознают, соизмеряют свои потребности и возможности, признают авторитетными качества человека – хозяина (бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие);
- родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой
грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных
финансов;
- педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Список литературы
А. Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
https://rosprosvet.ru/material/pub_30947/
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-osnovy-finansovoi-gramotnosti.html
https://infourok.ru/proekt-azbuka-finansovoj-gramotnosti-4115314.html
https://dsumka.hmansy.prosadiki.ru/media/2019/11/25/1264946310/Kartoteka_konspektov_OOD_po_finansovoj_gramotnosti_dlya_detej_5-7_let.pdf
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-interesnie-fakti-iz-istorii-deneg-i-pokupok-v-vi-vekah-1894646.html)