Любовь Клепикова
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Ёлочка-красавица»
Цель: Формирование у детей экологической культуры.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес, обогащать и расширять представления детей о значении ели в жизни обитателей леса и человека.
2. Учить детей видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы.
3. Продолжать формирование экологического сознания в исследовательской деятельности детей.
4. Активизировать и расширять словарь по теме.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Ёлочка-красавица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
5. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
- Игры и упражнения: «Я знаю пять названий…», «Живая цепочка», «Чьи детки с ветки», «С какого дерева листок». - Чтение глав из книги В. В. Петрова «Лес и его жизнь». - Беседы о значении леса в жизни человека, о гуманном отношении к природе. - Рисование разных пород деревьев. Рисование на тему: «Сохраним леса России». - Коллективная аппликация из ладошек «Ёлочка желаний». - Рассматривание иллюстраций, картин о лесе. - Наблюдения за деревьями на прогулке. - Разучивание девиза:
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Готовы мы сейчас
Все вместе о природе рассуждать
- Выпуск сборника стихов и рассказов о елочке «Ёлочка – красавица».
- Распространение буклетов «Живи, ёлочка!».
- Просмотр мультфильма «Маша и медведь», (как они выбирали елку)
- Загадывание загадок и разучивание физкультминуток, пальчиковой гимнастики о ели, чтение художественных произведений;
Оборудование: искусственные елки; веточки и шишки ели и сосны; иллюстрации с изображением дятла, клеста, белки, мыши; мнемотаблица к стихотворению И. Токмаковой «Ели»; иллюстрации с изображением хвойных растений.
Формы организации НОД
Обсуждение.
Наблюдение.
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы (елочек на территории детского сада).
Посадка елей.
Ход мероприятия:
Вступительная беседа.
Воспитатель : - Дети, знаете ли вы, что богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. К сожалению, природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение.
- Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо и постараемся не допустить их исчезновения. Ведь без леса, без растений мы с вами просто не выживем. Поэтому каждый из нас должен бережно относиться к природе, заботиться о ней и не причинять ей боль.
Отгадывание загадки.
- Отгадайте, о каком из них эта загадка.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
И в иголках круглый год. (Ель.)
- А что вы знаете о лесной красавице ели? Чем она отличается от других деревьев?
Дети: - Ель – дерево хвойное. У неё вместо листьев иголки, они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Ель – вечнозелёное дерево. Ствол у ёлки прямой. У молодого дерева он покрыт тонкой зеленоватой корой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно – серой, шероховатой. Расположение веток у ели не такое, как у других деревьев. Самые длинные ветки – внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Дерево имеет форму конуса. На ветках взрослых ёлок можно увидеть продолговатые шишки, в них семена. Смола приятно пахнет.
Воспитатель : - Какие ещё хвойные деревья вы знаете?
Дети: - Сосна. Пихта. Лиственница. Кедр.
На этих деревьях вместо листьев тоже растут иголки. Но они отличаются формой кроны, видом хвои, размерами шишек и т. п. Например, у сосны иголки длиннее, чем у ели. Шишки с семенами округлые, твердые. Ствол покрыт корой светло – коричневого цвета, ветки расположены на верхней части ствола.
Пластический этюд «Я стройное дерево».
Воспитатель : - Дети, представьте себя деревцем, вросшим корнями в землю, тянущимся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении легкого ветра.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, затем на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель : - Дети, давайте рассмотрим и сравним ветки, шишки и семена сосны и ели.
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
Дети: - Иголочками.
Воспитатель : - По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
Дети: - Длинные, мягкие, светлые.
Воспитатель : - А у ели?
Дети: - Короткие, колючие, темные.
Воспитатель : - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
Дети: - Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
Воспитатель : - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
– Обратите внимание на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки у ели?
Дети: - Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
Воспитатель : - Что вы расскажете про сосновые шишки?
Дети: - Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
Воспитатель : - Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
- Ребятки, в хвойных деревьях вы теперь разбираетесь очень хорошо. И, конечно же, понимаете, почему на Новый год мы всегда украшаем искусственную ёлочку.
- Скажите, а чем же искусственная ёлка отличается от живой ели?
Дети: - Искусственная ёлка не может расти, у неё нет корней, в её шишках нет семян. Она не засыхает, не нуждается в земле, воде, свете. Её можно много лет использовать, украшать игрушками на Новый год в детском саду и дома.
Живая ель растет, каждый год становится выше, на ней появляются почки и молодые ветки. У неё есть корни, которыми в теплое время года ель всасывает из почвы воду и полезные вещества, необходимые для ее роста. Иголки у живой ели постепенно меняются – старые опадают, новые вырастают. Если дерево срубят, оно засохнет.
Физкультминутка.
Семена деревья в землю уронили,
А дожди осенние семена полили.
(Дети присаживаются на корточки, показывают указательными пальчиками дождь.)
Поднялись расточки, (Поднимаются на ножки, «вырастают».)
Превратились в лес,
Тянут руки – ветви прямо до небес. (Тянут руки вверх, становятся на цыпочки.)
Ветер их качает, шелестит листвой. (Качают руками над головой.)
Лес – наш друг хороший,
Сашин, Гришин, Машин, твой и мой! (Показывают руками на себя и на детей, которых называют.)
Воспитатель : - Какие стройные, красивые деревья у вас получились!
Многих лесных обитателей можно встретить именно в хвойном лесу, особенно в ельнике. Как вы думаете, чем же животных, птиц и насекомых привлекает это дерево?
Дети: - Животные и птицы питаются его семенами. Птицы вьют гнезда среди густых веток. Муравьи используют опавшую хвою при строительстве муравейников.
Воспитатель : (Сопровождает рассказ показом иллюстраций.)
– Да, много в лесу любителей полакомиться еловыми шишками: дятлы, клесты, белки, мыши. Каждый старается шишку сорвать и до семян добраться. Зеленую молодую шишку ели с удовольствием съест белка. Пристроив созревшую шишку в расщелине веток, дятел своим крепким клювом выдолбит семена. Клест цепкими коготками удерживается на раскачивающихся ветках ели и загнутым клювом достаёт из шишек семена.
Он устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов выкармливает зимой семенами ели. Глухарь любит селиться в глухих местах в ельнике. В летнее время глухарь питается ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. А зимой глухари кормятся хвоей.
Елочка помогает многим животным в лесу. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев. Под соснами растут грибы подосиновики, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома.
- А знаете ли вы, как человек использует ель? (воспитатель дополняет ответы детей)
Дети: - Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, искусственные ткани, целлофан, лекарства, а также музыкальные инструменты – скрипки, балалайки, домры.
Воспитатель : - Хвойные иголки очень полезны: ободрав их с веток, колючки можно запарить и потом искупаться в этой воде: такая процедура успокоит нервы и поможет при сердечно - сосудистых заболеваниях. Свежие сосновые опилки, распаренные в кипятке, прикладывают к пояснице и больным суставам. Растертую хвою полезно нюхать при насморке.
Пальчиковая игра «Деревья».
Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья (открывают ладони и растопыривают пальцы).
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»).
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза («фонарики» с движением сверху вниз).
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы).
Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон»)
Пчелок в гости позвала (делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят).
Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла ( показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка).
Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат»)
Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц).
Воспитатель : - Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди голых деревьев пушистая и зеленая. Ели высаживают во дворах, и скверах и парках. Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям здоровье. О нем написано много стихов и песен.
(С опорой на мнемотаблицы воспитатель читает стихотворение
И. Токмаковой «Ели». Затем 2-3 раза читают дети.)
Ели на опушке – до небес макушки –
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата – ёлочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
Воспитатель : -. Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.
Воспитатель : - Давайте вспомним строение елочки. Из чего же она состоит? Дети: - Конечно же, корни, которые питают нашу елочку, дальше высокий стройный ствол, на стволе укреплены ветки (которые еще иногда называют еловыми лапками, ну а на ветвях в свою очередь растут иголочки-хвоинки. Ну и, конечно же, шишки.
Воспитатель : - А теперь предлагаю вам поиграть.
Игра «Собери картинку».
Воспитатель : - Дети, я предлагаю вам собрать из частей картинки, на которых изображены птицы и звери, питающиеся семенами и хвоей ели.
(Звучит музыка, дети собирают картинки с изображением белки, дятла, клеста, лося, глухаря)
Дидактическое упражнение «Один-много»
Воспитатель : - Дети, к предложенным словам вам нужно добавить слово «много» и назвать заданное слово во множественном числе.
Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Снег – много снега.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Древесина – много древесины.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.
Воспитатель : - Ребята, объясните с позиции экологии следующие пословицы :
1. «Бережливость – лучшее богатство».
2. «Как аукнется, так и откликнется».
3. «Без хозяина – дом сирота».
Фитотерапия.
Воспитатель : - Дети, давайте с Вами вдохнем запах сосны.
(Каждому ребеночку капнуть капельку масла на ручку).
Воспитатель : - Вокруг нашего сада много елей. Мы с вами имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок, можем украсить под Новый год елку на улице.
- Сегодня я предлагаю вам посадить еще одно еловое дерево своими руками и ухаживать за ним.
(Перед посадкой вспоминаем, как правильно это делать, что такое дренаж, какая нужна земля, нужна ли вода.)
Рефлексия.
- О чем мы сегодня вели беседу?
- Какой можете сделать вывод?
Значение ели в природе:
1. Обогащает атмосферу кислородом.
2. Поглощают углекислый газ.
3. Выделяют фитонциды.
4. Выполняют противоэрозионную функцию.
5. Участвуют в образовании климата.
6. Являются кормом для животных (белки, клесты).
7. Являются домом для животных (дятлы, сороки, белки, ит. д.).
8. Образуют органическое вещество.
Значение ели для человека:
1. Источник энергии и тепла (дров).
2. Сырье для бумаги.
3. Сырье для лекарств.
4. Строительный материал.
5. Материал для озеленения городов и сел.
6. Материал для изготовления музыкальных инструментов.
7. Источник витамина С.
8. Материал для производства искусственных волокон, красителей, химикатов и т. д.
- Какую елочку мы украсим к Новогоднему празднику?
- Какой сюрприз для гостей мы подготовим?
Выводы.
В результате проведенной работы дети узнали и поняли, что:
• ели играют в природе и в жизни человека важную роль;
• вырубка елей наносит большой вред природе;
• как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и
радость;
• как правильно посадить ели и как за ними ухаживать.
Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились
поставленной цели, дети узнали много нового и интересного о зелёной красавице, о её значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей.
Идею посадки елей поддержали не только в нашем детском саду, но и во всех других садах нашего города, активно обсуждали предложенные нами рекомендации.
Список используемой литературы.
1. Кондратьева Л. Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс, 2001.
2. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. М. : Илекса, 2000.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.