Ольга Рябухина
Эвритмическая гимнастика: задачи, организация, примерные комплексы
▼ Скачать + Заказать документы
Эвритмическая гимнастика
– вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов.
Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:
формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
Публикация «Эвритмическая гимнастика: задачи, организация, примерные комплексы» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом; формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Занятия эвритмической гимнастикой включают упражнения художественной и спортивной гимнастики (упражнения с предметом, а также ритмической импровизации. Музыка на занятиях стимулирует фантазию и создает настроение, придает танцевальным движениям темп, силу и динамику
В самом начале занятия дети встают рядом и, взявшись за руки, образуют большой круг, шлепками, чередовать шлепки и хлопки. Разминку выполняют одновременно все дети. Они повторяют движения за педагогом под музыку. Общеразвивающие упражнения в эвритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах. Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной частей. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке.
В начале все упражнения выполняются стоя. Затем идут бег и серия прыжков самых различных видов. Хорошо использовать танцевальные связки. Самое главное, чтобы интенсивность этой части была намного выше подготовительной. После одного-двух дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить силы, основная часть комплекса продолжается сидя и лежа на полу. Такое положение очень удобно для выполнения упражнений, укрепляющих мышцы живота, ног, туловища, рук.
Во время гимнастики необходимо все время напоминать детям об осанке и дыхании. И не забывать, что нашими спутниками должны быть улыбка и доброжелательные замечания.
Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день.
Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.
Основные требования к занятиям эвритмической гимнастикой
Учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, педагог должен так подобрать приемы обучения и воспитания, чтобы занятия эвритмической гимнастикой приносили положительный результат. Занятие должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить безопасность детей и дать каждому возможность слышать и видеть преподавателя.
В помещении для занятий должны быть: хорошая вентиляция, температура воздуха до21°С; покрытие, способное амортизировать удары стоп при приземлении и компенсировать нежелательные развороты ног внутрь и наружу; наличие зеркал, чтобы дети могли видеть, как они двигаются; необходимое оборудование: магнитофон, маты, скакалки, мячи.
Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день: зима - бег по скользким дорожкам, ходьба по сугробам и т. д. ; весна дыхательные упражнения («одуванчик», «запах пиона», «посади и вырасти») и т. д.
Сюжеты не должны часто повторяться (полностью). Для старших дошкольников желательно выбирать веселую музыку, жизнерадостные мелодии. Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников «сюрпризным моментам».
Подготовительная часть
В самом начале занятия дети двигаются свободно, но стараясь не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собранности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения).
Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол.
Другой вариант: вместо имени на фоне равномерных хлопков произносится рифмовка.
Чтобы научить детей дифференцировать движения и динамику различий, хлопки можно заменить, например, шлепками, чередовать шлепки и хлопки. Разминку выполняют одновременно все дети. Они повторяют движения за педагогом под музыку; причем сначала задействованными оказываются отдельные группы мышц, затем в работу включается все большее их число. Интересно проходит разминка с каким-нибудь предметом, например с мячом. Это повышает эмоциональность занятия и одновременно ускоряет развитие координации движений, силы мышц рук, мелкой мускулатуры и ловкости во владении предметами.
Примерные конспекты комплекса игровых упражнений
Мультяшки
1. Незнайка. И. п. -руки на поясе. 1-прав. плечо вверх;2-и. п. ;3-лев. плечо вверх;
2. 4 - и. п. ; 5-6 - поднимаясь на носки, плечи вверх; 7-8 - и. п. (4 раза).
3. Чебурашка, И. п. - о. с. 1 – приставной шаг; 2 - полуприсед с поворотом туловища влево, руки согнуть вперед ладонями, пальцы вместе, большой палец к ушам; 3-4 - и. п. ; 5-8 - то же в другую сторону (2 раза).
4. Крокодил Гена. И. п. - руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 - приставить левую ногу, руки вперед; 3-шаг влево, правая рука вверх-вперед, левая рука вниз-вперед, пальцы врозь; 4 - приставить правую ногу, хлопок (4 раза).
5. Мыши. И. п. - стойка, ноги врозь. 1-наклоном прогнувшись, выпад вправо, руки на бедрах; 2 - стойка, ноги врозь, руки перед лицом, пальцы сжаты в кулак, локоть левой руки вниз, указательный и средний пальцы врозь; 3 - левый локоть назад; 4 - и. п. (4 раза).
6. Заяц. И. п. - о. с. 1 прыжок, колени вправо, руки перед грудью, кисти вниз;
2 – прыжок, колени влево, руки вперед; 3-4 - повторить (4 раза).
7. Волк. И. п. - о. с. 1-3 - три шага вперед; 4 - стойка на носках, руки вверх- вперед, кисти вниз, пальцы врозь, выдох «у!»(4 раза).
8. Лиса. И. п. - о. с. 1-4 - ходьба на месте не отрывая носки от пола (4 раза).
8. Колобок. И. п. - упор присев. 1-группировка; 2-4-перекаты вперед-назад
9. Львенок («Я на солнышке лежу»).
И. п. - упор лежа на предплечьях. 1 - согнуть правую ногу; 2 - и. п. ; 3 - согнуть левую ногу; 4 - и. п. (4 раза).
10. Черепаха. И. п. - упор стоя на коленях. 1 - сесть на пятки; 2 - и. п. ; 3-4р.
Цирк
1. Пони. И. п. -о. с. 1-4-четыре шага на месте, 5-8 четыре шага на месте, ноги врозь (2 раза).
2. Лошадки. И. п. - о. с. 1-4 - ходьба с высоким подниманием бедра, руки за спину (4 раза).
3. Слоны. И. п. - о. с. 1-2 шаг правой с наклоном, правую руку согнуть вперед («хобот», левую руку согнуть назад; 3-4 - шаг левой (4 раза).
4. Воздушный гимнаст. И. п. - о. с. 1-2 два шага вперед на носках, руки в стороны; 3-стойка на одной ноге, другая назад; 4-и. п. (4 раза).
5. Клоун. И. п. - сед, ноги врозь, руки в стороны. 1-2 - наклон вперед, руки вверх; 3 - сед, ноги вместе; 4-5 - перекат на спину; 6-8 - и. п. (два раза).
6. Акробаты. И. п. - упор сидя сзади. 1-упор лежа сзади; 2-е поворотом направо, упор лежа; 3-упор присев; 4 - и. п. (4 раза).
7. Змея. И. п. - лежа на животе. 1-4-упор лежа, прогнувшись с опорой на бедра (выдох «ш-ш-ш»); 5-8 - и. п. (2 раза).
8. Парад-алле. И. п. - о. с. 1-8 - ходьба по кругу направо, правая рука вверх.
Основная часть занятия
В основной части на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:
• После прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение,жанр, пытаются воспроизвести его ритм! (прохлопать, протопать).
• Затем выполняют движения, характерные для данного произведения.
• На дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки.
На более поздних этапах вводятся комплексы-забавы, в которых танцевально-двигательные задания предусматривают элементы соревнований (танцы в мешках, в связке, по трое-пятеро участников, в паре на ограниченной площади
В комплексы могут включаться речитативы, стихи, скороговорки, пение.
Импровизируя, ребенок получает возможность выразить свою особенность, неповторимость, что важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.
Заключительная часть занятия
Передача ритма от педагога детям; прохлопывание ритмического рисунка, пение песни, прослушивание музыкального отрывка, которое дети должны воспроизвести движениями всем телом (пантомима, или отдельными частями тела, или с помощью других средств (голос, предмет, рисунок).
Для расслабления и восстановления используются игры на внимание и игры-превращения: «куклы-марионетки», «тряпичные руки», «деревянные руки» или «стоп-упражнения».
Для развития мелкой моторики мы применяем пальчиковую гимнастику и жестовые игры. Воспитатель на протяжении длительного периода играет с детьми в одну и ту же игру, новая вводится только после того, как предыдущая хорошо усвоена. К таким заданиям относятся следующие: «сделать когти» (согнуть пальцы, напрячь их, словно у сердитой кошки); «вымыть руки» (крепкое растирание внутренней и внешней поверхности рук); «надеть перчатки» (массаж каждого пальчика); сценка: пальцы правой и левой руки встретились, обнялись, погладили друг друга, попрощались; задание «человек-оркестр» (с помощью только пальцев изобразить различные инструменты оркестра: «танец рук» (пальчики «танцуют» под веселую музыку); «слушать свой ритм» и ритм биения сердца друг друга.
По желанию детей предлагается задание на дом: подобрать музыку и придумать движения под нее, выучить стихотворение или песню и подобрать к ним простые движения.