Александра Чеснокова
Мероприятие «Этюды с настольными куклами»
▼ Скачать + Заказать документы
Этюды с настольными куклами
ГУСИ
(русская народная потешка)
Задание помогает научиться покачивать куклой вперед и возвращать ее в исходное положение. Освоив это движение, дети смогут применить его в тот момент, когда их игрушка решит «заговорить». Перед началом гусей ставят на стол, придерживая их рукой сзади.
В е д у щ и й: Гуси, гуси. (дети придерживают игрушку одной рукой.)
Д е т и: Га-га-га (покачивают игрушкой вперед и возвращают в исходное положение в ритме потешки.)
В е д у щ и й: Пить хотите? (Исходное положение)
Публикация «Мероприятие „Этюды с настольными куклами“» размещена в разделах
Д е т и: Да, да, да! (Покачивают игрушкой.)
В е д у щ и й : Гуси, гуси,
Вот вода.
(Исходное положение.)
ЗАИНЬКИ
(русская народная прибаутка)
В е д у щ и й:
Лю- лю, лю- лю баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Ване спать не велят.
Лю- лю, лю- лю, лю- лю- бай
Поскорее засыпай,
Уж я по воду пойду,
Заек чаем напою.
(Дети водят зайчиков по столу, игрушки выполняют легкие прыжки в ритме прибаутки.)
КОЗЛИК
(русская народная потешка)
В е д у щ а я:
Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
(Ребенок ведет игрушку
по столу плавно покачивая ее
из стороны в сторону.)
Козлик ножками стучит,
По козлиному кричит
(Ребенок, остановив игрушку,
постукивает ею по столу.)
Р е б е н о к: Б-е-е, бе-е-е!
(покачивает игрушкой вперед и возвращает в исходное положение.)
КИСКА
(русская народная потешка)
Этюд обучает ребенка переключать свое внимание с одного движения на другое, согласовывая кукловождение с произношением текста потешки.
В е д у щ и й :
Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
(Ребенок ведет игрушку
по столу, покачивая ею
из стороны в сторону.)
О чем, кисонька, ты плачешь?
(останавливает игрушку.)
Р е б е н о к:
Как мне, кисоньке, не плакать!
Повар пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.
(покачивает игрушкой
вперед в ритме
потешки и возвращает ее
в исходное положение.)
УТРОМ ДЕД
(русская народная потешка)
Игра помогает детям понять, что, если одна игрушка «говорит», то другая должна замереть и внимательно «слушать», чтобы зрители могли определить, которая игрушка в данный момент поддерживает беседу. Перед началом потешки двое детей ставят на стол игрушку-деда и куклу-внучку, придерживая их рукой сзади.
В е д у щ и й: Утром дед Спросил у внучки…
Д е д: Почему не моешь ручки?
(Ребенок покачивает игрушкой-внучкой.)
В е д у щ и й: Отвечает внучка.
В н у ч к а: Я не белоручка! (Покачивает игрушкой и возвращает в исходное положение.)
МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД
(русская народная прибаутка)
Детям дается возможность освоить пляску кукол. Перед началом потешки несколько детей ставят на стол игрушек-мышат, один ребенок на противоположном конце кладет игрушку кота.
В е д у щ и й: Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
(Дети плавно водят
мышат по столу.)
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
Разобьет весь хоровод.
(Дети импровизируют
танцевальные движения
кукол-мышат. С окончанием
потешки кот их ловит.)
ЭТЮДНыЙ ТРЕНАЖ
УПРАЖНЕНИЕ НА ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию из детской книги, затем книгу закрываем и просим описать то, что было изображено.
Или даем ребенку игрушку: некоторое время он ее разглядывает, затем вещь убираем и просим описать ее.
Раскладываем на столе пять мелких игрушек, предлагаем детям внимательно рассмотреть их, подержать в руках. Затем накрываем игрушки плотной тканью и незаметно убираем одну, после чего просим детей определить, какой не достает.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Сочини сказку
Детям дают две или три игрушки и предлагают придумать сказку с их участием. Ведущий тоже берет игрушку и сочиняет вместе с детьми.
В царстве Снежной королевы
Предлагаем детям с помощью волшебного пера Жар-птицы перенестись в царство Снежной королевы. Дети, вспомнив ощущение холодного колючего снега, бьющего в лицо ветра, непроизвольно сжимаются в комочек, закрывают лицо руками.
ЭТЮДЫ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА
Баю-бай
(русская народная песня)
В е д у щ а я Баю-баю, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай.
Ты скорей закрой глазок,
Ты поспи, поспи часок.
Баю-бай, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай.
( Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, плавное покачивание игрушкой в ритме песни.)
на двери весит замок
(Русская народная потешка)
В е д у щ а я: На двери весит замок.
(Дети сцепили руки в замок.)
Кто его открыть бы мог?
(Дети стараются разъеденить
сцепленные руки.)
Повернули, покрутили…
(выполняют вращательные
движения руками.)
Постучали и открыли.
(Стучат сцепленными руками
по коленкам и разъединяют руки.)
Сорока-сорока
(Русская народная прибаутка)
В е д у щ а я: Сорока-сорока, где была?
Р е б е н о к: Далеко.
(Машет рукой.)
Кашку варила,
(Помешивает воображаемой
ложкой в воображаемой
кастрюле.)
Детушек кормила.
(Раздает детям
воображаемые миски.)
На порог скакала,
(Прыгает на двух ногах
в ритме прибаутки,
машет «крыльями».)
Гостей созывала.
Гости услыхали.
Быть обещали.
Этюды на выражение основных эмоций
Как у нашего-то Вани
(Русская народная прибаутка)
Вед у щ а я: Как у нашего-то Вани
Полтораста рублей сани,
Семисотный конь –
С позолоченной дугой,
Еще новая уздечка,
Колокольчик и колечко.
( Выразительные движения: ребенок сидит на игрушечном коне, тело отклонено назад, подбородок приподнят,мышцы лица расслаблены. Улыбка.)
У пчелки хвори
(Русская народная прибаутка)
В е д у щ а я: У пчелки хвори,
У ласточки хвори,
А Петенькины хвори –
Уйдите за море!
( Выразительные движения: I.- ребенок изображает больного. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу.
II.- голова чуть приподнята, тело отклонено назад, улыбка.)
Мы шагаем по сугробам
(Русская народная потешка)
В е д у щ а я: Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
(Тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, на лице улыбка. Дети энергично маршируют, высоко поднимая ноги.)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу,
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
(Плечи опущены, поникшая голова, ноги еле передвигаются.)
Сейчас сядем отдохнем,
А потом гулять пойдем.
(Садятся на ковер, расслабляют мыщцы лица. Плечи опущены, дети отдыхают в свободной позе.)
Мышка, мышка, что не спишь
(Русская народная прибаутка)
Первый ребенок: Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?
(Ребенок испытывает удивление. Плечи приподняты вверх, руки разведены в стороны.)
Второй ребенок: Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!
(Ребенок испытывает испуг, сжался в комочек, дрожит.)
Гости
(Русская народная шутка)
Первый ребенок: Мама, мама!
Второй ребенок: Что, что, что?
Первый ребенок: Гости едут!
Второй ребенок: Ну и что?
Третий, четвертый ребенок: Здрасьте, здрасьте!
Чмок, чмок, чмок!
Здрасьте, здрасьте!
Чмок, чмок, чмок!
( Выразительные движения: первый ребенок переживает радость. Тело отклонено назад,подбородок приподнят, мышцы лица расслаблены, улыбка. Второй ребенок испытывает удивление. Брови и верхние веки приподняты, руки разведены в стороны. Дети изображающие гостей, радуются. Пожимают хозяевам руки, обнимают их, улыбаются, целуются.)
Идет коза рогатая
(Русская народная потешка)
Ведущая: Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Ребенок: Кто соску сосет,
Молока не пьет,
Того — бу! забоду,
На рога посажу.
( Выразительные движения: корпус ведущей наклонен вперед, она медленно двигается в сторону детей. Брови сдвинуты, сморщенный нос, оттопыренные губы. Покачивает головой, пытается «забодать».)
Ах, не плачь, не плачь
(Русская народная шутка)
Ведущая: Ах, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать —
Куплю худой лапоть!
( Выразительные движения: туловище согнуто, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, голова опущена, рот полуоткрыт. Улыбка.)