Марина
Занятие по познавательному развитию «Этот удивительный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цель: обобщать знания детей о природе. Научить детей отличать объекты живой природы – от объектов неживой природы, группировать их. Дать знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Учить сохранять связь неживой и живой природы. Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Обобщать знания детей об охране природы. Способствовать формированию навыков разумного поведения детей в природе. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным. Закреплять знания об органах зрения, слуха, осязания и обоняния. Развивать внимание, память, речь, мышление.
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Этот удивительный мир природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Планируемые результаты: проявляют любознательность и интерес при решении проблемных ситуаций; поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения; выражают положительные эмоции при встрече со сказочным персонажем, отгадывании загадок, заучивании стихотворений, прослушивании мелодии «Голоса леса» во время аутотренинга; интересуются конструктивной деятельностью (выкладывание из счётных палочек изображения живой и неживой природы).
Предварительная работа: работа с детьми над проектом «Экологическое воспитание дошкольников» (целевые прогулки на природе, наблюдения в уголке природы и на участке, работа с календарями природы и дневниками наблюдений, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, рассказы воспитателя, чтение детской тематической художественной литературы, просмотр фильмов о природе, опыты, поисковая деятельность, сбор коллекций семян, листьев, камней, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему, экологические досуги и праздники).
Развивающая среда: игрушка Гном – лесовик; иллюстрации с изображением объектов неживой и живой природы, проблемных ситуаций в лесу; настольно – печатные игры: («Живая и неживая природа», «Далёкий космос», «Как вести себя в лесу»); мяч; счётные палочки и карточки – схемы с изображением объектов живой и неживой природы на каждого ребёнка; магнитофон; аудиозапись «Голоса леса»; вазочка с распустившимися веточками тополя; тазик с водой и кораблик (для проведения опыта «Ветер волны раздувает и кораблик подгоняет…».
Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что сегодня к нам в гости пришёл наш любимый старый знакомый Гном – Лесовик. Он всегда приходит к нам в гости, когда мы говорим о природе, знакомимся с её тайнами. Как всегда лесовик расскажет о чём – то новом, неизвестном нам и очень интересном. Лесовик принёс нам интересные игры – задания.
Лесовик здоровается с детьми, читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро!»:
Придумано кем – то просто и мудро!
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера!
(здоровается с каждым ребёнком за руку).
Лесовик задаёт вопросы детям:
1. Что мы называем природой?
2. Вспомните, когда вы бывали в лесу, на море, на даче, что вы там видели, за кем наблюдали?
3. Всё ли, что нас окружает можно назвать природой?
4. Какие органы чувств нам помогают ощутить, почувствовать окружающую нас природу?
5. Любите ли вы природу?
Ответы детей: в лесу они видели насекомых и птиц, разные цветы и деревья, собирали грибы и ягоды. На даче наблюдали, как растут овощи на грядках и фрукты в саду, с родителями поливали огород водой. На море под водой с маской и трубкой любовались разнообразными рыбами, кораллами, ракушками и камнями. С удовольствием плавали в тёплой морской воде и загорали на солнышке, дышали свежим морским воздухом.
Лесовик хвалит детей за правильные ответы, обобщает их и дополняет, обращая внимание детей на то, что всё, что мы видим и наблюдаем – это и есть природа. Вот если животные и растения могут дышать, расти и развиваться, умирать, точно также как и человек – они относятся к живой природе. Но есть такие объекты природы, которые не растут, не развиваются, они находятся в одном и том же состоянии - это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь и они относятся к неживой природе. И человек не создавал этих объектов. Природа – это всё то, что окружает людей, и то, что они сами не создавали. Свой рассказ Лесовик сопровождает показом иллюстраций с изображением объектов живой и неживой природы.
Заучивание стихотворения «Наша природа»:
Посмотри мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло – голубое, солнце светит золотое.
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса. Человек и время года –
Это всё вокруг – Природа!
Настольно – печатные игры «Живая и неживая природа», «Далёкий космос». Задание: подобрать карточки – пазлы (живая и неживая природа, объяснить свои действия.
Наблюдение. Читает стихотворение, заранее подготовленный ребёнок:
А у нас у дошколят на окне зелёный сад.
Тут листочкам не сна, тут пришла уже весна!
Задание: показать и рассказать Гномику – Лесовику о том, как дети наблюдали за развитием веточек тополя, которые поставили в вазочку с водой (набухание почек, появление клейких, свело - зелёных листочков и корешков).
Гость хвалит детей за их наблюдательность, за стремление и желание как можно больше узнать о тайнах природы. Лесовик приглашает детей к себе в гости, в лес.
Динамическая пауза.
Дидактическая игра с мячом: «Кто нам встретится в лесу?» Задание: классификация групп – звери, птицы, насекомые, цветы, деревья, грибы.
Аутотренинг «Голоса леса», прослушивание аудиозаписи, (дети сидят на ковре с закрытыми глазами, в расслабленных позах, удобных для каждого) под слова Гномика:
Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок,
Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух,
Вокруг вас колышутся луговые травы и душистые цветы,
Стрекочут насекомые, в небе кружатся птицы.
Вам хорошо, легко и приятно!
Лесовик предлагает детям ответить: Какие органы чувств нам помогают воспринимать окружающую нас природу, общаться с ней. Ответы детей: орган зрения – глаза, орган обоняния – нос, орган слуха – уши, орган осязания – руки, пальчики, кожа.
Дидактическая игра «Как вести себя в лесу?» (закрепление знаний об охране природы).
Задание: дети подбирают картинки с проблемными ситуациями, прикрепляют их на магнитной доске к соответствующей основной картинке, объясняя почему.
Чтение стихотворения (дети выучили его раньше, на предыдущих занятиях по экологическому воспитанию):
Дерево, трава и птица не всегда сумеют сами защититься,
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!
Рассказ Лесовика о взаимосвязи неживой и живой природы.
Гость показывает детям Красную книгу, в которую занесены исчезающие виды животных и растений. Это происходит только потому, что невоспитанные люди портят всё, к чему прикасаются в природе: оставляют после себя кучи мусора, который разносится ветром на большие расстояния, в водоёмы бросают стекло, банки, в лесах с корнем вырывают редкие растения, разоряют птичьи гнёзда, истребляют животных, надрезают кору деревьев и сдирают её.
Сегодня, в век техники, особенно важно беречь природу, сохранять её.
Миллионы автомашин, тысячи заводов выбрасывают в воздух ядовитые газы. Надо беречь воздух нашей планеты.
Металлургические комбинаты, химические заводы, используют так много воды, что её не хватает. Загрязнённую воду часто обратно спускают в реки. Из – за этого во многих реках Европы уже давно нет рыбы – она погибла. Вода несёт жизнь планете. Надо беречь воду.
В природе ведь всё взаимосвязано. Вырубая леса, люди порой забывают о том, что начинают усыхать реки, пропадают многие виды птиц и животных. Вода нужна для орошения, для промышленности и городов. А птицы спасают поля и сады от вредных насекомых. Неживая природа помогает живой природе. Например, все вы знаете, что рыбы живут в воде. Вода – это неживая природа, а рыбы – живая. Если бы не было воды, рыбки не смогли бы жить. А благодаря чему живут растения? (Ответы детей).
Растения живут потому, что их солнышко освещает и греет, вода поит, земля кормит. Солнце, почва и вода – это неживая природа. А растения – живая природа. А как же природа помогает человеку? (Ответы детей).
Природа – дает нам одежду, питание, материалы для жилья. А ещё есть предметы, которые придумал и создал человек, когда изучал природу. Увидел живого жука – изобрёл машину, увидел птицу в небе – придумал самолёт, увидел стрекозу – придумал вертолёт, сидел на траве – создал пушистый ковёр. Эти изобретения не относятся к природе, хоть и окружают нас.
Лесовик напоминает детям о том, что они должны запомнить, как должен вести себя при общении с природой воспитанный, вежливый человек и научить этому своих друзей, и тогда природа откроет нам все свои тайны.
Продуктивная деятельность «Выложи объект живой и неживой природы».
Задание: по карточкам – схемам или самостоятельно выложить изображения объектов живой и неживой природы.
Гость читает стихотворение:
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише – деревцо всё выше, выше!
Вопросы детям:
1. О каком живом объекте природы говорится в стихотворении?
2. Докажите, что дерево относится к живой природе.
3. О каком неживом объекте природы идёт речь в стихотворении?
Ответы детей.
Опыт с водой «Ветер волны раздувает и кораблик подгоняет…».
Дети читают стихотворение – речёвку:
Вместе с лучшими друзьями
Делаем попутный ветер!
Ну – ка, лодочка, плыви,
За собою нас зови!
Задание: ветер – это движение воздуха. Дети – это ветры. Они дуют на воду и образуются волны. Чем сильнее дети дуют, тем выше волны. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и корабль может потерпеть настоящее кораблекрушение. Все выводы, умозаключения дети делают, участвуя в опыте.
Рефлексия.
Лесовик предлагает детям вспомнить, о чём он рассказал детям на занятии, вспоминает с детьми, выученное стихотворение «Наша природа». Дети вспоминают о взаимосвязи неживой и живой природы и составляют с помощью гостя
Правила о том, как сохранить связи неживой и живой природы:
1. Берегите воду от загрязнения, чистая вода необходима всем живым существам планеты.
2. Не ловите насекомых, они опыляют растения и помогают им распространяться.
3. Растения сохраняют влагу, не дают рекам и озёрам пересыхать, скрепляют корнями почву, повышают её плодородие.
4. Нужно быть добрым и по – доброму относиться ко всему живому на Земле.
Гость Гномик – Лесовик хвалит детей за их знания, правильные ответы, любознательность и заканчивает занятие словами:
Всё, что нужно, год от года нам даёт сама природа.
И поэтому все мы жить не можем без воды,
Без растений и животных, без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек жить не может человек.
Так давайте сбережём наш Земной природный дом!