МААМ-картинки

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. (1 фото)

Наталья Осипова
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Уважаемые коллеги, нам приходится регулярно участвовать в различных конкурсах и всегда возникает вопрос, как оформить материал, как составить доклад и т. д. В этом году у нас в городе Новый Уренгой стартовал Муниципальный смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы среди дошкольных учреждений в 2011-2012 учебном году.

Предлагаю наш опыт работы, в результате которого работа нашего учреждения признана лучшей в городе на период 2011-2012 учебного года. Мы награждены переходящим кубком и дипломом. Это наша общая победа!

Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ,» размещена в разделах

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Надеюсь, что предложенный мною материал будет вам интересен и полезен для использования в работе.

1. Организация образовательного процесса

Особенностью организации образовательного процесса в МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» в различных возрастных группах является учет климатогеографических факторов региона Крайнего Севера (региональная программа по теме «Комплексное формирование личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера», разработанная авторской группой МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» в рамках работы окружной экспериментальной площадки. Особое внимание уделяется проблемам физического воспитания детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Физкультурно-оздоровительная работа выстроена в соответствии с содержанием программы и основывается на одном из самых главных принципов - учета климатических условий Крайнего Севера.

Учет сезонной периодизации дает нам возможность варьировать, т. е. снижать и повышать нагрузку в образовательных областях и вносить изменения в режимы дня пребывания дошкольников в ДОУ. Снижение нагрузки осуществляется за счет сокращения непосредственно образовательной деятельности в каждой возрастной группе на 5 мин в период «Входа в полярную ночь», на 10 мин - в период «Полярной ночи», и увеличения непосредственно образовательной деятельности соответственно в «Весенний» и «Летний» периоды.

Содержание психолого-педагогической деятельности по освоению детьми дошкольного возраста образовательных областей подробно раскрывается и представлено в комплексно-тематическом планировании «Погружение в образ».

Физическое направление включает в себя такие образовательные области, как «Физическая культура» и «Здоровье».

Физкультурные образовательные курсы для дошкольников 2-6 лет, проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале. Третий физкультурный образовательный курс проводится педагогами групп в совместной не регламентированной деятельности с детьми на воздухе. Если погодные условия не позволяют проводить образовательный курс на воздухе, данный вид деятельности проводится в зале двигательной активности.

Нагрузка варьируется в соответствии с возрастом детей: в 1 мл. гр. – 10-15 мин. ; во 2-ой мл. гр. – 15-20 мин. ; в среднем возрасте – 20-25 мин. ; в старшем возрасте 25-30 мин. и в подготовительном возрасте – 30-35 мин.

В программе определено влияние сезонной периодизации региона Крайнего Севера на физический и психологический потенциал детей дошкольного возраста. Планируя двигательную активность по физвоспитанию, мы отмечаем отрицательное воздействие на организм, характеризующееся для определенного периода, учитываем положительное влияние и учитываем рекомендации, способствующие качественному и успешному проведению спортивно-игровой деятельности. Например, в «Осенний» период наблюдается снижение координационных и скоростных способностей, но при этом наблюдается высокая физическая и умственная работоспособность и высокий уровень общей выносливости. Поэтому мы постепенно увеличиваем количество движений аэробной направленности, работаем над развитием выносливости, предлагая детям игры с высокой двигательной активностью.

Особого внимания требует период «Полярной ночи», когда отмечается резкое снижение физической и умственной работоспособности и практически всех физических качеств, снижается объем двигательной активности и наблюдается естественная гиподинамия. Поэтому мы целенаправленно повышаем двигательную активность дошкольников, а также предлагаем упражнения, не требующие напряжения зрения, включаем комплексы упражнений для профилактики нарушения зрения и т. д.

Цель системы работы, предложенной в планировании, заключается в приобщении детей к здоровому образу жизни путем получения знаний, умений и навыков в области физической культуры, подкрепляя это движениями. Развивая физические качества и основные движения в спортивно-игровой деятельности, у детей формируются стойкие стимулы к занятиям физическими упражнениями.

Общая структура спортивно-игровой деятельности включает в себя следующие элементы:

• приветствие-формирование позитивного интереса и сплочение группы;

• разминка-средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, поднятие настроения, либо снятие чрезмерного возбуждения;

• основная часть-комплекс спортивных игр и упражнений, направленных на решение задач занятия, свободная игровая деятельность;

• рефлексия занятия-оценка занятия в эмоциональном аспекте (как чувствует ребенок здесь и сейчас);

• прощание – эмоциональное сплочение группы.

Основными направлениями работы в младшем и среднем дошкольном возрасте является развитие эмоционально-волевой сферы в двигательно-игровой деятельности. У старших дошкольников идет работа над формированием морально-нравственных качеств личности в процессе организации спортивно-игровой деятельности. Активно используются игры, направленные на развитие психических процессов, с целью подготовки к обучению в школе. Чтобы сформировать интерес к занятиям физической культурой, мы используем в своей работе технологию, направленную на формирование мотивационно-потребностной сферы у детей дошкольного возраста посредством развития двигательного творчества.

Таким образом, инструктор по физической культуре использует специальные игры и спортивные упражнения, оказывающие всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому воспитанию дошкольников.

Образовательная область «Здоровье» включает в себя образовательный курс по обучению плаванию, который проводится инструктором по плаванию на основе совместной регламентированной деятельности 1 раз в неделю во вторую половину дня по медицинским показаниям.

Организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении детально разработана и представлена в образовательных паспортах каждой возрастной группы.

Формирование потребности к здоровому образу жизни проходит во время совместной не регламентированной деятельности педагогами с детьми в утренние часы и во вторую половину дня. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей обеспечивается воспитателями и специалистами, как на основе совместной регламентированной деятельности, так и в совместной не регламентированной и самостоятельной деятельности детей в течение дня.

Педагоги в своей работе используют нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми: проводят утреннюю гимнастику на основе сюжетных и сюжетно-ролевых игр, ритмическую гимнастику, предлагают танцевальные упражнения, театрализованные игры с «погружением в образ», игровые занятия по формированию интеллектуальных ценностей физической культуры, самомассаж с использованием групповых форм работы, игровое экспериментирование с возможностями собственного тела на основе методов проблемного обучения, двигательные игротренинги.

В нашем учреждении уделяется особое внимание закаливающим процедурам. В период адаптации детей начинается применение сна без маек, воздушных ванн. После адаптационного периода проводятся сухое и влажное растирание, использование дорожек «Здоровья», ходьба босиком, обмывание рук до плеча, обмывание туловища до пояса после физкультурных занятий, контрастный душ во время занятий в бассейне и т. д. Закаливание проводится с учётом принципа постепенности и индивидуальности.

Регулярно в группах проходят игровые паузы, минутки здоровья, дни здоровья, спортивные путешествия по вестибюлям детского сада, игровая деятельность в спортивных уголках групп. Эффективно проходит организация третьего физкультурного занятия в форме спортивно-игровой деятельности на прогулке. Также педагоги предлагают дошкольникам подвижные игры с национальными особенностями народов Крайнего Севера, что позволяет приблизить детей к жизни коренного населения Ямала.

В соответствии с рабочим планом в этом учебном году была проведена неделя здоровья. Каждый день недели был обозначен спортивной тематикой: день бегуна, день прыгуна и т. д. Закончилась неделя здоровья спортивным досугом.

Для успешной реализации задач общеобразовательной программы необходимо изменение позиции педагогов по отношению к своему здоровью. Важными условиями для этого являются объединение формирующих воздействий извне и саморегулируемого здорового стиля поведения субъектов образовательного процесса, включенность педагогов в разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности, формирование навыков самооценки физического, психического и социального здоровья, овладение индивидуальными технологиями самооздоровления, повышения эмоциональной устойчивости педагогов. С этой целью в нашем учреждении разработана программа психологической направленности, основной целью которой является предупреждение развития переутомления педагогов, снятие повышенного эмоционального состояния, умение правильно реагировать на стрессовые ситуации.

Программа лечебно-профилактической направленности реализуется с помощью проведения лечебно-профилактических процедур: фитотерапия, физиотерапевтические процедуры, массаж, самомассаж, кислородный коктейль и т. д.

Программа физкультурно-оздоровительной направленности представляет собой выполнение оздоровительных упражнений, которые можно выполнять в любое время, не прерывая воспитательный процесс, а также вместе с детьми. Так, в период «Недели Здоровья», в рамках программы «Здоровый сотрудник», для работников нашего учреждения было организовано спортивно-игровое шоу на тему «Бумажный бум».

В ДОУ организована факультативная работа:

- факультатив «Будь здоров», где работа направлена на повышение уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, принимающих активное участие в спортивных соревнованиях между детскими дошкольными учреждениями.

- факультатив «Потеха» по ритмической гимнастике способствует развитию музыкально-ритмических способностей, эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Физическая подготовленность дошкольников прослеживается путем проведения мониторинга. В этом году уже на начало года показатели стартовой диагностики показывают положительную динамику развития основных видов движений и развития физических качеств детей 3-6 лет.

2. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

В разделе организация режима пребывания детей в образовательном учреждении с учетом климатогеографических факторов региона Крайнего Севера, особое внимание уделяется лечебно-профилактической работе в ДОУ, которая строится на основе анализа заболеваемости, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития.

Разработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с учетом возраста в режиме дня. Проводя оздоровительно-профилактические мероприятия, специалисты ДОУ поддерживают организм детей, снижают метеочувствительность на неблагоприятные факторы.

В период 2011-2012 учебного года в нашем учреждении реализуется план оздоровительно-профилактических мероприятий, с учетом сезонной периодизации.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся, как для метеочувствительных детей, так и для детей, не относящихся к категории метеозависимых.

Вся оздоровительно-профилактическая работа разбита по месяцам и сезонным периодам, которые характеризуются продолжительностью около полутора-двух месяцев, стабилизацией показателей двигательной активности в «осеннем», «полярной ночи» и «весеннем» периодах, снижением в периоде «входа в полярную ночь» и повышением в периоде «выхода из полярной ночи».

Лечебно-профилактическая работа (составляющая вариативной части программы) строится на основе анализа заболеваемости, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития. Каждый период делим на три этапа:

А - подготовительный, Б - интенсивной профилактики, Г - реабилитационный.

С целью повышения неспецифической резистентности организма разработан комплексный план оздоровительно – профилактических мероприятий для метеозависимых детей с учетом сезонной периодизации. А также для предупреждения развития метеозависимости всем детям рекомендовано в течение всего года проводить следующие мероприятия: витаминотерапия; фитотерапия; ультрафиолетовое облучение; бифилайф; ежедневная ионизация воздуха; кабинка инфракрасного излучения и т. д.

Для осуществления медицинских и оздоровительных услуг в ДОУ применяются: диагностический аппаратный комплекс (АКДО, солярий, инфрадок (кабина инфакрасного излучения, массаж (оздоровительный, баночный, медовый, соединительный, локально – тепловые процедуры «Теплон», кислородный коктейль и мн. др.

В ДОУ проводятся лечебно - профилактические процедуры: полоскание горла, фитотерапия (сироп шиповника, настойка «Элеутерококка», аэрофитотерапия чайный напиток «Поливитамин» и мн. др., физиотерапевтические процедуры, массаж, самомассаж, ЛФК, витаминотерапия, кислородный кок-тель и т. д.

Врачебный контроль осуществляет врач-педиатр, старшая медицинская сестра, медсестра бассейна, медсестра физиокабинета, медсестра ДОУ осуществляют медицинскую и оздоровительно-профилактическую работу на основании лицензии на проведение медицинской деятельности.

Проводимые мероприятия способствуют снижению заболеваемости детей, а также эффективности проведения физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ, что способствует формированию здорового образа жизни участников процесса.

3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Одним из разделов обязательной части ООП является деятельность ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников, где на каждом возрастном этапе раскрываются задачи, цели и основные направления работы.

Мы сотрудничаем с родителями и по необходимости, оказываем им помощь в решении интересующих вопросов по оздоровлению детей, привлекаем их к участию в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводим физкультурные досуги и праздники, консультации, индивидуальные беседы, приглашаем родителей для участия в выступлениях на родительских собраниях с докладами о физических умениях и навыках детей, о значимости совместной двигательной деятельности с дошкольниками и т. д. В детском саду продолжает свою работу детско-родительский клуб «Здоровейка», где два раза в неделю, в вечернее время дети вместе с родителями приходят в спортивный зал, чтобы вместе поиграть. Цель клубной работы заключается в том, чтобы способствовать гармонизации детско-родительских отношений в процессе совместной двигательно-игровой деятельности.

Результат проводимой работы в нашем учреждении очевиден-в этом учебном году наши воспитанники и их родители являются активными участниками массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, организованных образовательным учреждением, это:

Участие в городском Личном Первенстве по легкоатлетическому кроссу 17.09.2011г. – участников -7; 1 место – Паламарчук Саша.

Участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации - 2011» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в городе Новый Уренгой 25.09.2011г. (распоряжение Администрации г. Новый Уренгой от 21.09.2011г. № 1665 - р.) – Барт София – бронзовый призер. Участников: детей 11; педагогов-12; родителей – 2.

Участие в IV Спартакиаде среди детских дошкольных учреждений муниципального образования город Новый Уренгой «Старты надежд» 2011-2012г. : легкоатлетическая эстафета; комбинированная эстафета; прыжки в длину с места; метание мяча; соревнования по мини-футболу.

Являемся победителями в соревнованиях по плаванию в IV Спартакиаде среди детских дошкольных учреждений муниципального образования город Новый Уренгой «Старты надежд» 2011-2012г.

Участие в городских Личных спортивных соревнованиях по общей физической подготовке среди учащихся 2002-2005г. р. 21.01.12г. – участие – 4 чел.

Всего приняли участие в соревнованиях более 20 воспитанников.

Как выпускники, так и дети, посещающие детский сад являются активными участниками городских спортивных клубов и секций, таких как спортивно-оздоровительный клуб «Контакт», «Сибирские медведи», школа дополнительного образования «Истоки» и др. В этом году это более 25 воспитанников.

В соответствии с годовым планом работы в дошкольном учреждении для детей и их родителей были организованы и проведены спортивно-массовые праздники и развлечения:

- СП «Военно-воздушный парад для родителей и ребят» - 14 родителей;

- Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» с участием д. с. «Огонек» - 4 семейные команды;

- СП «Военно-спортивные учения с Незнайкой и Карлсоном»-11 родителей;

- Спортивный досуг «На Севере у медвежонка Умки» -2 мл. гр. -подгот. гр.

- Спортивные игры «Приключения со сказочными героями» и мн. др.

Пропаганда и освещение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в дошкольном учреждении начинается с центрального входа, где периодически мы представляем детские рисунки на спортивную тематику. Вестибюли детского сада оформлены фотоколлажами, фотогазетами, изготовленными детьми вместе с родителями и педагогами. В детском саду имеется стенд на тему «Наши достижения», где помещены грамоты и дипломы, подтверждающие участие воспитанников в различных спортивных мероприятиях. Рекламная информация оформлена на стенде «В кругу семьи», а также в рекреации спортивного зала.

В группах можно увидеть различные наглядные агитационные материалы в виде фотогазет, папок-передвижек, коллажей, рисунков на спортивную тематику. По итогам проведения спортивных мероприятий, мы регулярно выпускаем фотогазеты, проводим конкурсы рисунков.

Анализ результатов анкетирования родителей показывает высокий уровень их удовлетворенности организацией образовательного процесса по физической культуре.

4. Трансляция опыта работы.

Являясь окружной экспериментальной площадкой, педагоги ДОУ показывают открытые занятия.

В этом учебном году наши педагоги являются авторами публикаций, включенных в материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». (ФГОУ ВПО КГУФКСТ, 2011. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста» (30 марта 2011 года, г. Краснодар) [Текст]/ред. колл. С. М. Ахметов, Г. Д. Алексанянс, Ю. К. Чернышенко, Б. Ф. Курдюков, В. А. Баландин. – Краснодар: КГУФКСТ, 2011. – 235с.

Статья на тему: «Формирование мотивационно-потребностной сферы в области физической культуры у детей дошкольного возраста посредством развития двигательного творчества». Н. А. Осипова, Н. Н. Черкасова.

Статья на тему: «Формирование морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности в ДОУ» О. В. Обухова, Н. А. Осипова, Л. Н. Будаева, М. Н. Шаронова).

В 2011 году мы приняли участие в Всероссийском конкурсе «Я-педагог!» в номинации «Инновации педагогов в развитии базовых способностей детей», 2011г. – Участие.

В 2012 году являемся лауреатами конкурса научно-методических программ и проектов «Учись на здоровье!», в номинации «Мы – за здоровый образ жизни!» (фотоконкурс) ж. «Здоровье детей», январь 2012г. № 17/2011.

Работу ДОУ мы представляем на сайте учреждения, на сайте «Все для детсада», на сайте для пе5дагогов и родителей

Работу ДОУ мы представляем на сайте учреждения (zagadka.89, на сайте «Все для детсада», на международном русскоязычном социальном образовательном интернет-проекте МАААМ. RU (ссылка на страницу: http://www.maam.ru/users/zagadka38).

Наша презентация оказалась очень велика, и к великому сожалению, ее невозможно представить вашему вниманию.

За помощь в составлении доклада я благодарю директора нашего учреждения - И. И. Гайдадину.

Публикации по теме:

Контроль в ДОУ Схемы:«Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня», «Соблюдение режима дня и организация работы группы»[cut=Читать далее. ].

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Опубликовано: 17 сентября 2012 в 14:27
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Осипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД