Трубицина Анастасия
Создание условий посредством ОД для формирования у дошкольников личностной позиции наследника культуры русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Создание условий через образовательную деятельность для формирования у детей дошкольного возраста личностной позиции наследника традиций и культуры русского народа»
Подготовили : Трубицина А. В.
Краюшкина Н. А.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура. Конспекты
- Темочки
Тема: «Создание условий через образовательную деятельность для формирования у детей дошкольного возраста личностной позиции наследника традиций и культуры русского народа»
Целью данной работы является создание условий через образовательную деятельность для формирования у детей дошкольного возраста личностной позиции наследника традиций и культуры русского народа.
Для реализации поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Задачи:
1. Изучить федеральный календарный план программы воспитания.
2. Изучить события и значимые даты аграрного календаря.
3. Подобрать материал для ознакомления детей с событийными датами календарного плана по этнокультурному воспитанию.
Актуальность темы обусловлена тем, что в дошкольном воспитании педагогами традиционно решаются задачи по приобщению детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, по раннему приобщению детей к народной культуре, к познанию прошлого. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
В настоящее время наблюдается тенденция внедрения этнокультурных педагогических идей в воспитательный процесс дошкольников.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Это делает актуальной тему проводимой работы.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.
Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях. По-прежнему значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники и игры, устное народное творчество, танцы, дидактические игры.
Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры являются непременным элементом народных обрядовых праздников. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего.
Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу.
Свою работу мы разбили на 3 блока.
1 блок мы начали с собственного самообразования и подбора материала.
В первую очередь с изучения календарного плана программы воспитания помесячно. Изучив его, перешли к более углубленному изучению аграрного календаря. Сначала изучали сами, искали информацию в интернете, в книгах. Наша работа строилась на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. В рамках данного опыта нами были разработаны по каждой теме календарного плана беседы для детей, информация для родителей, дидактические игры и иллюстрации для детей.
Во 2 блоке адаптировали всю информацию для детей и стали работать с детьми.
Система НОД включала себя активное знакомство детей устным народным творчеством.
Так же с детьми были проводились: продуктивная деятельность, изготовление стенгазет,беседы, подвижные и хороводные игры и т. д.
3 блок включил в себя работу с родителями (консультации, иллюстрации, буклеты).
По каждой изученной теме родители дома закрепляли материал.
Сейчас мы хотим показать видеофрагмент нашей работы с детьми.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование : сущность, структура, проблемы совершенствования [Текст] / А. Б. Афанасьева // Проблемы педагогики и психологии. – 2009 – № 3 – С. 189-195.
2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб, для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. [Текст] / Г. Н. Волков – М: изд. центр «Академия», 1999 г. – 168 с.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
4. Шпикалова Т. Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России [Текст] / Т. Я. Шпикалова // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры – Шуя, 2014 – 268с
5. Яковенко, И. В. Этнокультурное развитие личности как педагогический феномен [Текст] / И. В. Яковенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2015 – № 2 (26). – С. 49-58.