Наталья Калько
Проект для старшего дошкольного возраста «Родной край осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию проект "Родной край осенью", реализованный нами в старшей группе компенсирующей направленности.
Актуальность темы: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребёнка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, побуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются; формируется осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами.
Публикация «Проект для старшего дошкольного возраста „Родной край осенью“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта: сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ, укрепление психического и физического здоровья дошкольников в ходе организованно-образовательной деятельности, занятий и свободной деятельности детей; укрепление детско-родительских отношений через совместную деятельность в процессе реализации проекта.
Задачи воспитателя: расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях, формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность, наблюдения, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; развитие творческих способностей детей средствами художественно - эстетической деятельности; создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Задачи учителя-логопеда: обогащать словарь, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, автоматизировать поставленные звуки. Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движений, речевое дыхание, укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Воспитывать интерес к окружающей природе.
Продукты проектной деятельности: поделки «Осенние мотивы», коллективная аппликация «Осень золотая», рисунки «Родной край осенью», фото отчет, презентация проекта.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Проект средней продолжительности: 3 месяца (с сентября по ноябрь).
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, родители детей, воспитатель группы, учитель-логопед.
Формы реализации проекта: ООД, дидактические и подвижные игры, экскурсии, наблюдения, совместная детско-родительская деятельность, музыкальное развлечение, выставки продуктивной деятельности, физкультурный досуг.
Предполагаемый результат:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем, логопедом и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Осуществление в группе воспитательно - образовательного процесса по обозначенной теме.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
- Работа по звуковой культуре речи.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка) .
- Развитие детского творчества.
- Чтение наизусть стихотворений об осени.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
1 этап - подготовительный.
- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
-Составление плана работы с детьми в разных видах деятельности и взаимодействия с
семьями воспитанников
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе)
- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему.
- Подбор аудиозаписей по данной теме.
2 этап – основной. (Совместная деятельность детей, педагогов, родителей)
Приступив к реализации проекта, мы организовывали наблюдения за осенними изменениями в природе, знакомили с осенними цветами, деревьями и кустарниками, расположенными на территории детского сада, в парке. Осуществляли трудовую деятельность: уборка на участке сухих листьев, сбор природного материала (плодов деревьев, листьев, для дальнейшей экспериментальной и продуктивной деятельности детей. Как результат данного вида деятельности было создание папки передвижки «Волшебные листочки», выставки работ из природного материала «Что нам осень принесла», выставки рисунков «Краски осени».
Расширение и уточнение знаний детей осуществлялось также через дидактические игры такие как, «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Съедобное – несъедобное», «Угадай с какого дерева листок» и т. д.
Расширение и обогащение словаря детей осуществляли через знакомство с художественной литературой. Учили составлять рассказы с опорой на мнемотаблицы, решать проблемные ситуации. Организовали конкурс чтецов «Волшебница – Осень»
Одним из промежуточных итогов проекта было проведение музыкального развлечения «Здравствуй, Осень золотая», где дети рассказывали стихи, пели песни, участвовали в драматизации сказки, играли в подвижные игры.
Важное место в проекте было отведено реализации здоровьесберегающих технологий:
- разучили и использовали в работе физминутки на осеннюю тематику такие как «Вот и осень наступила», «Осенние цветы», «Ветерок», «За грибами» и др.
- проводили игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Осень», «Осенние листья», «Птицы»
- развивали речевое дыхание – «Ветерок», «Листочек лети» и т. д.
- организовывали подвижные игры «Листопад», «Перелет птиц», «Огород», «Поймай листок», «Сбей шишку» и другие.
- Комплексы утренней гимнастики также подбирались согласно тематике.
Итоговым мероприятием пробыло проведение спортивного развлечения «В гости к Осени».
Родители также были активно вовлечены в творческий процесс работы группы, использовались разнообразные формы взаимодействия с семьей:
- Консультации, папки-передвижки на темы: «Прогулки в природу», «Как можно провести осенний день», «Как одевать ребенка в осенний день» и другие;
- Создание стенгазеты «Осень – чудная пора», по результатам фото отчета
семейные прогулки по осеннему парку;
- Создание книги «Осенние загадки», альбома -гербария «Золотые листочки»
- Изготовление поделок совместно родителей с детьми для конкурса «Осенние мотивы»;
- Совместное проведение музыкального развлечения «Здравствуй, Осень золотая».
3 этап. Заключительный. Подведение итогов.
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре, выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
3. Одной из важных составляющих данного проекта являлось художественно-эстетическое воспитание: дети научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.
Стали более умело передавать свои ощущения:
• в своих рассказах;
• в рисунках;
• в музыкально-ритмических движениях.
4. В результате работы по внедрению здоровьесберегающей технологии способствовало развитию двигательной активности детей, снижению уровня заболеваемости детей в группе