Наталья Борисова
Этнопедагогика народной игры
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок и беспредельность
Ребёнок и вечность.
Ребёнок – пылинка в пространстве.
Ребёнок – момент во времени.
Г. Н. Волков
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к основным общеобразовательным программам причислена программа дошкольного образования. Основные общеобразовательные программы должны обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом образовательных потребностей и запросов воспитанников региональных, национальных и этнокультурных особенностей, а также включать в себя учебный план, рабочие программы и другие материалы, способствующие духовно- нравственному развитию. Освоение культуры и духовности родного народа, формирование ориентации человека на региональную культуру является ценностью, сохранением, воспроизводством и приумножением культурного достижения региона [3, 132]
Публикация «Этнопедагогика народной игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития личности. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются моральные качества личности.
Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду.
Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов России. Сравнивая их между собой и с играми других народов мира, видишь, насколько они самобытны и вместе с тем имеют много общего.
Существует несколько теорий детской игры. В большинстве из них она рассматривается как средство ухода ребенка в свой детский мир и как инстинктивное стремление к активности и удовольствию. В традициях культурно-исторического подхода, который наиболее успешно разрабатывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. [2 ,49 ]
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр- в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно- драматическое. Посредством игр ребёнку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является генеральной репетицией,порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми,забавами, общим весельем.
Подвижная игра «Свекла»
Из игроков выбирают самого сильного. Он держится за столб. Остальные встают друг за другом, обхватив стоящего впереди за пояс. Водящий подходит к стоящему впереди и спрашивает:
- Если ли хозяин?
-Есть. А что тебе нужно?
-Свекла.
-А что будешь с ней делать?
-Сварю сахар.
- Тогда бери одну.
Водящий подходит к последнему игроку и приговаривая : «Свеклу дергаю, свеклу дергаю», - начинает тянуть. Вытянутая секла становится за остальными и помогает выдёргивать других. Так продолжается до тех пор, пока на грядке ничего не останется. Выдергивать свеклу можно только с разрешения хозяина. Если водящий не сможет выдернуть свеклу, то выбирают нового водящего, и игра начинается заново. Свекла должна приложить все усилия для того, чтобы остаться на месте. [5, 19]
Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придё т в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.
Подвижная игра» Узнай меня»
Среди игроков выбирается водящий. Он закрывает глаза. Остальные располагаются вокруг него. Один из участников игры подходит к водящему и, легонько похлопывая его по спине, спрашивает; «Кто стучит?». По возвращении игрока в круг все участники дружно говорят:» Узнай меня».
Водящий не должен открывать глаза, пока ему не подадут сигнал :»Узнай меня!» Водящий определяет игрока по голосу. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями. Если же игрок будет назван не верно, игра продолжается с тем же водящим. Участники не должны подсказывать водящему. [5, 12]
Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Считалки:
В чистом поле заяц бежит,
Травку щиплет и вес дрожит.
Кто траву ему найдет,
Тот сейчас водить пойдет.
-Выходи скорей играть
Что ты заставляешь ждать?
-В печке пироги пекутся –
Я их жду, не выхожу.
Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра-это материализация сказки – мечты, мифов-желаний, фантазий - сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества. [1, 134]
Народные игры представляют собой одну из основ формирования этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Народные игры, в том числе и чувашские, и одно плановость ряд особенностей: в них мы видим единую цель и од плановость действий; песни, слова и движении органически соединены; имеющие место вариации относятся к началу или концу игр. Примечательной особенностью чувашских народных игр является гибкость возрастной адресованности, каждый находит в них возможность реализации своих способностей и склонностей.
Есть песенная притча в чувашском народе : «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!» В чувашской педагогике есть знаменитый персонаж - ребячий пастух, так называют мужчину, придумывающего игры для детей, он - общинный педагог, много сил времени отдающим детям добровольно. В народе сохранились и имена особенно знаменитых ребячьих пастухов. Народные воспитатели старались, чтобы дети постоянно находились на природе. Недаром под руководством «ребячьих пастухов» их виды деятельности: труд, игры, отдых - протекали пол открытым небом.
Традиция – фактор воспитания, важнейший элемент социокультурной преемственности. Она выполняет функции обогащения и сохранения культуры. [6, 42]
Народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, и это делает их особенно привлекательными для детей. Они часто сопровождаются считалками, жеребьевками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить на справедливый выбор ведущего и точное выполнение правил.
[7 ,85]
Жеребьевка
Игроки выбирают двух детей - это «матки». В стороне от детей они выбирают себе названия животных растений и пр. Как их зовут, играющие не знают. Дети – «матки» поднимают сцепленные руки вверх, изображая ворота. Дети – «матки», опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают: «Кого тебе надо: лису или волка?» Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким образом, дети делятся на две команды, и начинается игра. [ 5, 102]
В играх достойнейшим образом проявляют себя и дети как педагоги: старшие дети воспитатели младших.
В играх наиболее полно проявляются особенности народного воспитания, народной педагогик, как естественность, непрерывность, массовость, комплектность, завершенность. И что еще очень важно – в процессе игры дети сочень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями. [1, 134]
Игры являются наиболее эффективным средством детской среды, могущими быть сравнимыми только со сказками. Во многих отношениях игры воспринимаются как реализованная сказка.
Народная педагогика прилагала большие усилия к тому, чтобы у детей было много радости и веселья:»Не от еды дитя растёт, а от радости», учили азербайджанцы.
В играх – не только развлечение и интересное времяпровождение, в них – не только веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное, значение в физическом, художественном и нравственном воспитании.
В народных играх подвижных играх с использование предметов ярче всего проявилось взаимосвязь прикладности с трудовым воспитанием. Каждый мальчик гордился своей способностью изготовить санки или лук. Уже одно это удовольствие служило стимулом к игре, поскольку в ней он не хотел показать себя хуже, чем в мастерстве их изготовления предметов. [6, 382]
Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.
Детство - это время,когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, А для этого нам самим прежде всего нужно глубоко изучить нашу национальную культуру, историю. [3, 133]
Игра - является основой познания существующего порядка вещей. В мире ребенок получает «уроки», которые готовят его к взрослой жизни. Игра это первая школа для ребенка. В ней он развивается, приучается правилам поведения и осваивает народные обычаи. [4]
Литература:
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для средних и высших педагогических учебных заведений \Г. Н. Волков – 2-е издание, исправленное и дополненное, - Москва: Academia, 2000.-175 с.
134-136 с.
2 Кибеч, А. Этнопедагогика России 19 века (В связи с проблемой патриотизма в современной России) Чебоксары, 2009.-200с. – 49с., -51с., -72-75с.
3. Этнопедагогика : проблемы, перспективы: материалы международной научно - практической конференции, посвященной памяти академика РАО Г. Н. Волкова, 15 ноября 2013 г. ФГБОУ ВПО «Чуваш. Гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева» - Москва. (НОВОЕ ВРЕМЯ)-230 с. 132-134с
4. https://diplomba.ru/work/100893
5. Л. Г. Ягодова, И. В. Махалова. Чувашские народные игры : Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - Чебоксары, 2005.-135 с. 3-5с,
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей /Г. Н. Волков; Чуваш. Гос. ун-т им. И. Н. Ульянова – 2-е изд. доп. – Москва; Чебоксары: Пресс - сервис, 1997. – 442с. ; 382с., 43с.
7. Журнал «Дошкольное воспитание «№9 2016, 85с.