Приложение МААМ

Этнопедагогика народной игры

Наталья Борисова
Этнопедагогика народной игры
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок и беспредельность

Ребёнок и вечность.

Ребёнок – пылинка в пространстве.

Ребёнок – момент во времени.

Г. Н. Волков

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к основным общеобразовательным программам причислена программа дошкольного образования. Основные общеобразовательные программы должны обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом образовательных потребностей и запросов воспитанников региональных, национальных и этнокультурных особенностей, а также включать в себя учебный план, рабочие программы и другие материалы, способствующие духовно- нравственному развитию. Освоение культуры и духовности родного народа, формирование ориентации человека на региональную культуру является ценностью, сохранением, воспроизводством и приумножением культурного достижения региона [3, 132]

Публикация «Этнопедагогика народной игры» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития личности. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются моральные качества личности.

Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду.

Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов России. Сравнивая их между собой и с играми других народов мира, видишь, насколько они самобытны и вместе с тем имеют много общего.

Существует несколько теорий детской игры. В большинстве из них она рассматривается как средство ухода ребенка в свой детский мир и как инстинктивное стремление к активности и удовольствию. В традициях культурно-исторического подхода, который наиболее успешно разрабатывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. [2 ,49 ]

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр- в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно- драматическое. Посредством игр ребёнку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является генеральной репетицией,порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми,забавами, общим весельем.

Подвижная игра «Свекла»

Из игроков выбирают самого сильного. Он держится за столб. Остальные встают друг за другом, обхватив стоящего впереди за пояс. Водящий подходит к стоящему впереди и спрашивает:

- Если ли хозяин?

-Есть. А что тебе нужно?

-Свекла.

-А что будешь с ней делать?

-Сварю сахар.

- Тогда бери одну.

Водящий подходит к последнему игроку и приговаривая : «Свеклу дергаю, свеклу дергаю», - начинает тянуть. Вытянутая секла становится за остальными и помогает выдёргивать других. Так продолжается до тех пор, пока на грядке ничего не останется. Выдергивать свеклу можно только с разрешения хозяина. Если водящий не сможет выдернуть свеклу, то выбирают нового водящего, и игра начинается заново. Свекла должна приложить все усилия для того, чтобы остаться на месте. [5, 19]

Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придё т в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Подвижная игра» Узнай меня»

Среди игроков выбирается водящий. Он закрывает глаза. Остальные располагаются вокруг него. Один из участников игры подходит к водящему и, легонько похлопывая его по спине, спрашивает; «Кто стучит?». По возвращении игрока в круг все участники дружно говорят:» Узнай меня».

Водящий не должен открывать глаза, пока ему не подадут сигнал :»Узнай меня!» Водящий определяет игрока по голосу. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями. Если же игрок будет назван не верно, игра продолжается с тем же водящим. Участники не должны подсказывать водящему. [5, 12]

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Считалки:

В чистом поле заяц бежит,

Травку щиплет и вес дрожит.

Кто траву ему найдет,

Тот сейчас водить пойдет.

-Выходи скорей играть

Что ты заставляешь ждать?

-В печке пироги пекутся –

Я их жду, не выхожу.

Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра-это материализация сказки – мечты, мифов-желаний, фантазий - сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества. [1, 134]

Народные игры представляют собой одну из основ формирования этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Народные игры, в том числе и чувашские, и одно плановость ряд особенностей: в них мы видим единую цель и од плановость действий; песни, слова и движении органически соединены; имеющие место вариации относятся к началу или концу игр. Примечательной особенностью чувашских народных игр является гибкость возрастной адресованности, каждый находит в них возможность реализации своих способностей и склонностей.

Есть песенная притча в чувашском народе : «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!» В чувашской педагогике есть знаменитый персонаж - ребячий пастух, так называют мужчину, придумывающего игры для детей, он - общинный педагог, много сил времени отдающим детям добровольно. В народе сохранились и имена особенно знаменитых ребячьих пастухов. Народные воспитатели старались, чтобы дети постоянно находились на природе. Недаром под руководством «ребячьих пастухов» их виды деятельности: труд, игры, отдых - протекали пол открытым небом.

Традиция – фактор воспитания, важнейший элемент социокультурной преемственности. Она выполняет функции обогащения и сохранения культуры. [6, 42]

Народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, и это делает их особенно привлекательными для детей. Они часто сопровождаются считалками, жеребьевками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить на справедливый выбор ведущего и точное выполнение правил.

[7 ,85]

Жеребьевка

Игроки выбирают двух детей - это «матки». В стороне от детей они выбирают себе названия животных растений и пр. Как их зовут, играющие не знают. Дети – «матки» поднимают сцепленные руки вверх, изображая ворота. Дети – «матки», опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают: «Кого тебе надо: лису или волка?» Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким образом, дети делятся на две команды, и начинается игра. [ 5, 102]

В играх достойнейшим образом проявляют себя и дети как педагоги: старшие дети воспитатели младших.

В играх наиболее полно проявляются особенности народного воспитания, народной педагогик, как естественность, непрерывность, массовость, комплектность, завершенность. И что еще очень важно – в процессе игры дети сочень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями. [1, 134]

Игры являются наиболее эффективным средством детской среды, могущими быть сравнимыми только со сказками. Во многих отношениях игры воспринимаются как реализованная сказка.

Народная педагогика прилагала большие усилия к тому, чтобы у детей было много радости и веселья:»Не от еды дитя растёт, а от радости», учили азербайджанцы.

В играх – не только развлечение и интересное времяпровождение, в них – не только веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное, значение в физическом, художественном и нравственном воспитании.

В народных играх подвижных играх с использование предметов ярче всего проявилось взаимосвязь прикладности с трудовым воспитанием. Каждый мальчик гордился своей способностью изготовить санки или лук. Уже одно это удовольствие служило стимулом к игре, поскольку в ней он не хотел показать себя хуже, чем в мастерстве их изготовления предметов. [6, 382]

Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.

Детство - это время,когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, А для этого нам самим прежде всего нужно глубоко изучить нашу национальную культуру, историю. [3, 133]

Игра - является основой познания существующего порядка вещей. В мире ребенок получает «уроки», которые готовят его к взрослой жизни. Игра это первая школа для ребенка. В ней он развивается, приучается правилам поведения и осваивает народные обычаи. [4]

Литература:

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для средних и высших педагогических учебных заведений \Г. Н. Волков – 2-е издание, исправленное и дополненное, - Москва: Academia, 2000.-175 с.

134-136 с.

2 Кибеч, А. Этнопедагогика России 19 века (В связи с проблемой патриотизма в современной России) Чебоксары, 2009.-200с. – 49с., -51с., -72-75с.

3. Этнопедагогика : проблемы, перспективы: материалы международной научно - практической конференции, посвященной памяти академика РАО Г. Н. Волкова, 15 ноября 2013 г. ФГБОУ ВПО «Чуваш. Гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева» - Москва. (НОВОЕ ВРЕМЯ)-230 с. 132-134с

4. https://diplomba.ru/work/100893

5. Л. Г. Ягодова, И. В. Махалова. Чувашские народные игры : Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - Чебоксары, 2005.-135 с. 3-5с,

6. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей /Г. Н. Волков; Чуваш. Гос. ун-т им. И. Н. Ульянова – 2-е изд. доп. – Москва; Чебоксары: Пресс - сервис, 1997. – 442с. ; 382с., 43с.

7. Журнал «Дошкольное воспитание «№9 2016, 85с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированная НОД «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры».

Конспект игры-драматизации по русской народной сказке «Заюшкина избушка» с элементами костюмирования в средней группе Конспект игры-драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка» в средней группе. Средняя группа. Игра – драматизация по мотивам русской.

Конспект игры-занятия для детей первой группы раннего возраста «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Цель: доставить детям удовольствие от прослушивания знакомой сказки. Задачи: продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Колобок»,.

Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя»Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке «Три медведя». Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение определять какой части.

Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа» Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад №129 «Антошка» «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями.

Перспективный план театрализованной игры в средней группе русской народной сказке «Репка» Работа над текстом Работа над речевой выразительностью Работа над мимикой и движениями Подготовка к спектаклю • Показ настольного театра.

Сценарий театрализованной игры по русской народной сказке «Заюшкина избушка»Сценарий театрализованной игры по русской народной сказке «Заюшкина избушка» ценарий театрализованной игры по русской народной сказке «Заюшкина избушка» Игра – драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Влияние народной игры «Горелки» на формирование самоорганизации дошкольников «Горелки»Развивающие задачи. 1. Целенаправленно менять характер движений, опираясь на согласованность действий. 2. Упражнять в беге в парах.

Воспитание патриотических чувств посредством «народной» игры Игра - одна из основ в дошкольном воспитании. Через игру мы можем развивать у детей характер, волю, умение общаться, развивать сообразительность.

Знакомство с русской народной куклой Тема: Знакомство с русской народной куклой. 1. Цель: Формирование знаний о русских народных куклах. Задачи: Знакомить детей с различными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнопедагогика народной игры
Опубликовано: 7 мая 2018 в 17:33
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнопедагогика народной игры» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Борисова (УИ 25628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД