Людмила Чернова
Этнокультурное воспитание в рамках дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый народ велик своей историей, культурой, неповторимостью, неразрывной общностью со всем человечеством, мировой историей, единой общечеловеческой судьбой. Велик и наш Татарстан, ибо в нем проживают в мире и согласии многие народы, в том числе и удмурты – народ со своим бытом, обычаями и искусством.
Мое удмуртское село Сарсак-Омга находится в окружении татарских сел и меня, как воспитателя, волнует сохранение народных традиций не как дань моде, не как прибыльное ремесло, а нечто гораздо больше. Кто завтра встанет у семейного очага, продлится ли связь времен? Именно эти ключевые вопросы являются составляющими одного из приоритетных направлений моей работы – этнокультурного воспитания. Реализуя поставленные цели, важным считаю правильный выбор форм и методов работы.
Публикация «Этнокультурное воспитание в рамках дошкольного образования» размещена в разделах
Жизнь маленького человека начинается в семье. Именно в нем закладываются любовь к своему народу, традициям, любовь к своей малой Родине. Поэтому особое внимание уделяю мероприятиям, организованным совместно с родителями. Так, например, очень увлекательно проходят Дни здоровья, где главными героями являются персонажи удмуртских сказок: Чебер Кенак, Лопшо Педунь, Моко но Боко и др. С этими добрыми героями мы отправляемся на поиски приключений. Какие позитивные эмоции получают дети, родители, а вместе с ними и я.
Другой, не менее эффективной формой в этнокультурном воспитании является такая форма работы как «Бабушкин сундучок». Суть данной формы заключается в том, что в краеведческом музее лицея бабушка одного из воспитанников знакомит детей с играми своего детства. Во время встречи с другими бабушками – разучиваем старинные песенки, стишки, потешки. Бабушки приходят на эти мероприятия с удовольствием, приносят свои рукоделия, знакомят детей с удмуртским узором, вышитыми на полотенцах, скатерти, наволочках, варежках, носках, валенках и т. д.
Полученные сведения во время таких досугов являются ценным материалом для организации учебных занятий. На уроках развития речи воспитанники легко входят в образ изучаемых героев, легко участвуют в инсценировке удмуртских сказок, небылиц. На занятиях изобразительной деятельности быстро воспроизводят удмуртский орнамент на своих поделках из бумаги, пластилина, папье-маше. Свои творческие работы: рисунки, аппликации, поделки дети с удовольствием выставляют на выставке, которая оформляется в фойе лицея для родителей. Так как малыши еще не умеют читать, практикую вместо надписей фамилии и имени выставлять фотографии в фоторамках, которые делаем сами совместно с детьми. Рамки украшаем элементами удмуртского орнамента.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме знакомлю детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной удмуртской семье. Так, вместе с ребятами изготавливаем куклы и играем в сюжетные игры «Дочки-матери», «Хозяюшка» и т. д.
Большое место в приобщении детей к истокам народной культуры занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма, и уважения к народной культуре. Традиционно провожу праздники «Гербер», «Вой», «Быдзым нунал», «Виль»и др.
Активно использую в своей работе с детьми все островки культуры. Тесно сотрудничаю при организации воспитательно-образовательного процесса с народными умельцами, библиотекой, с Домом культуры, где вместе детьми охотно выступаем с концертами, со сценическими постановками. В библиотеке организуются встречи с интересными людьми, тематические выставки.
Таким образом, воспитательно-образовательная работа по приобщению детей к истокам удмуртской народной культуры помогает обогатить внутренний мир ребенка, благодаря чему у него формируется система о быте прошлого, народных праздниках и традициях, появляется интерес к удмуртской национальной культуре.