Ирина Можейко
Этнокультурное образование: опыт и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурное образование :
опыт и перспективы
Тема: «Ознакомление дошкольников
с родным краем»
(из опыта работы)
Подготовила:
Воспитатель
Можейко И. В.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой и воспитывается она у детей с раннего возраста.
Публикация «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» размещена в разделах
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все! Действительно, какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с раннего детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек воспоминает их с теплотой и любовью. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые должны передавать детям. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции, мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. «Человек, который живет и не знает свое прошлое напоминает дерево, которое вроде бы и цветет и имеет листья, но, к сожалению, не имеет корней и не на что ему опереться, не на чем держаться!»
Именно в дошкольном возрасте важно приобщение личности к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края, в деталях быта и обычаях людей. «Погружение» дошкольника в мир культуры родного края, в его духовную атмосферу позволяет достаточно полно решить проблему поиска универсальных средств воспитания детей в новых условиях.
-1-
Педагогический коллектив МДОУ №127 делает акцент на краеведческий принцип образования с 1992 года. Главной целью считаем построение качественного образовательного процесса, направленного на введение личности ребенка-дошкольника в мир культуры, духовную атмосферу родного края. Для достижения цели перед коллективом были поставлены следующие задачи:
• Ознакомление с историей родного народа как источником духовности и мудрости;
• Изучение географических особенностей, богатства родного края как источника формирования у ребенка чувства Родины;
• Формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа;
• Воспитание свободной, творческой личности на основе знакомства детей с лучшими образцами национального искусства;
• Формирование начал уважительного и доброго отношения к людям других национальностей.
Для решения этих задач творческой группой «Вастома» разработаны перспективные планы :
• По обучению детей эрзянскому языку;
• По ознакомлению с достопримечательностями Мордовии;
• По ознакомлению с мордовским фольклором и декоративно-прикладным искусством.
В детском саду создана предметно-развивающая среда, которая позволяет ребенку ощутить связь с историческим прошлым через предметы быта. Оборудована комната по ознакомлению с мордовским бытом. Ее интерьер составляют подлинные предметы, которые появились в результате поиска сотрудниками детского сада и родителями наших воспитанников. Здесь проводятся занятия познавательно-речевого цикла, на которых мы знакомим детей с культурой, историей и бытом мордовского народа.
-2-
В методическом кабинете накоплен обширный материал для
реализации краеведческого образования дошкольников.
Изготовлены альбомы, стенды, папки-передвижки, приобретена художественная литература мордовских детских писателей. Также имеется материал о творчестве мордовских художников, в частности, Ф. В. Сычкове и скульпторе С. Д. Эрьзе.
Формы работы по краеведческому воспитанию, применяемые в МДОУ, разнообразны : занятия, беседы, праздники, развлечения, экскурсии, походы, выставки, конкурсы. Занятия и праздники проводятся в игровой форме, с использованием технических средств, персонажей известных сказок, с приглашением сотрудников музея мордовской народной культуры.
В своей работе по краеведческому образованию мы используем программу «Валдоня», которая позволяет охватить все виды детской деятельности. Важным аспектом воспитания ребенка является развитие тех качеств, которые определяют его отношение к родному краю. Эта задача решается при ознакомлении с окружающим миром. Знакомя детей с историей края, с природой, с его национальными особенностями, культурой народа, мы воспитываем положительное отношение к себе, к другим, бережное отношение к природе, к окружающему миру. Но нельзя воспитывать доброе отношение к людям, к природе, не давая знаний о них. И здесь огромную роль играют художественная литература и фольклор.
Ознакомление с художественной литературой и фольклором позволяет лучше узнать жизнь и быт мордовского народа, его культуру, обогащает представление детей о нравственных ценностях - добре, правде и справедливости. Для лучшего понимания народного слова разучиваем потешки, пословицы, поговорки. Знакомим детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой. Среди них самым любимым детьми является сказка. Очень важно готовить детей к восприятию сказки. Для этого показываем им различные изделия, иллюстрации национальных костюмов, мордовский орнамент, вышивку. Рассказываем детям о различных мордовских праздниках, национальных традициях,
-3-
обрядах. После знакомства с несколькими сказками проводим праздник: «Встреча с мордовской сказкой», беседы, инсценировки, викторину «Знаешь ли ты мордовские сказки и сказки мордовских писателей?»
Многовековой опыт народа, его культуру, традиции содержат в себе народная игрушка, народные песни, народные игры. Они несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа.
Сохранение национальных традиций, возможность говорить и читать на родном языке, обучать детей родному языку - право каждой нации. Используя программу и методические рекомендации А. И. Исайкиной по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях, в МДОУ №127 работает кружок по обучению эрзянскому языку с 1992 года. Обучаются дети мордовской и русской национальностей. В игровой форме дети получают информацию об окружающем, о себе. Параллельно решаются и воспитательно-образовательные задачи : дети принимают участие в драматизациях сказок, в постановках спектаклей, в организации праздников: «Тундонь чи», «Иниче», «Роштова» и т. д.
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. Изучать с детьми места, где живешь, любит бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся - задача, которая вполне по плечу любой семье. На консультациях мы предлагаем родителям тематику прогулок по родному краю: посещение мест, связанных с жизнью великих людей-земляков, музеев, памятников, прогулки в лес, на водоем и. д. Эта работа дает положительные результаты.
Одним из условий эффективного образования дошкольников является постоянное самообразование педагогического коллектива. Этому способствуют проводимые семинары, открытые просмотры, консультации. Для оказания помощи начинающим воспитателям практикуются взаимопосещения,
-4-
которые помогают увидеть и исправить свои ошибки и перенять положительный опыт.
По данной проблеме МДОУ взаимодействует с МРИО, библиотекой им. Кириллова, с музеем мордовской народной культуры.
Работа нашего коллектива по краеведческому воспитанию неоднократно освещалась республиканским радио, телевидением (программой «Сияжар») и в местной печати. Серия занятий и других мероприятий были засняты на видеокассеты сотрудниками МРИО для слушателей курсов повышения квалификации, принимаем участие в презентациях книг мордовских писателей, где наши воспитанники выступают с концертной программой на эрзянском языке.
Все проводимые мероприятия и диагностика воспитанников показали, что наши дети к концу пребывания в дошкольном учреждении могут общаться на эрзянском языке, читать стихи, петь песни, участвовать в постановках спектаклей. Знают историю родного края, природу, достопримечательности, национальные особенности, великих людей-земляков, прославивших наш край.
Проводя работу по ознакомлению с родным краем, мы убеждаемся в том, что чем больше получают дети знаний о республике, тем дороже она для них становится. Ведь родная земля - это живительный источник одного из самых чистых и светлых чувств человека - патриотизма.
-5-