Дудова Елена Александровна
Опыт работы «Этнографические традиции в формировании личности дошкольника»
▼ Скачать
Для многих дошкольников первоосновой творческого развития личности является народное искусство. С первой погремушкой, матрёшкой у ребёнка воспитываются и становятся его достоянием форма, цвет, орнамент игрушки, которую веками отбирал и шлифовал каждый народ.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, и мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.
Публикация «Опыт работы „Этнографические традиции в формировании личности дошкольника“» размещена в разделах
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме приобщения детей к этнокультурному воспитанию в семье.
Да, и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия.
Исходя из данной цели, поставила перед собой задачи:
1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре
2. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
3. Знакомить с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
4. Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.
5. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к её народной культуре и людям, создающим её.
Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу совместной деятельности: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками, через такие
Методы и приё мы:
наглядный: рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультимедийных презентаций ;
практический: наблюдения, поисковая деятельность детей;
словесный: чтение русских фольклорных произведений, потешек, былин.
игровой: праздники, открытые мероприятия, русские народные игры
1. Создание уголка, воспроизводящего атмосферу русского национального быта.
Создали мини-музей, где дети знакомятся с истоками русского народного искусства. Для знакомства с традициями русской культуры прошлого мы посещали Ялуторовский острог.
Запомнились детям посиделки в избе, за настоящей прялкой.
Мастерицы учили нас, как изготовить настоящие бусы для национального костюма, плести из бисера разные украшения.
Большую радость детям доставляло изготовление из различного лоскутного материала, цветных ниток куколок-оберегов.
Ещё были просмотрены презентации «Как люди на Руси жили», «Уклад людей в древней Руси», «Спортивные состязания и народные игры».
Также проводили беседы: «Зачем нужны музеи? Что в них хранится?»
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.).
С детьми обыгрывала потешки, используя пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей.
Используем игры-упражнения по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта.
Дети с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Что было раньше, что сейчас», «Чудесный мешочек».
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Мы водили хороводы под русские народные песни., проводили замечательные праздники «Масленица», «Посиделки у бабушки Арины», «Рождество», «Ярмарка», «Праздник весны» и тд.
На праздниках мы с ребятами, в русских народных костюмах, рассказываем потешки, небылицы, поём частушки, загадываем друг другу загадки, водим хороводы: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Выходили, красны девицы».
Если в младшей группе я сама организовывала детей, помогая войти в роль сказочного персонажа, взяв инициативу на себя, то в средней группе дети уже могут самостоятельно организовывать игры в театре, распределять роли, показывать знакомые сказки и придуманные сценки из народного быта. Ребята с удовольствием перевоплощаются в персонажей сказок и сами выбирают костюмы.
4. Знакомство с народным искусством.
Я познакомила детей с народными игрушками: матрёшкой, дымковскими, филимоновскими, богородскими, с их историями, с формой, цветом, орнаментом и росписью, что каждый знак и символ обозначает, а их сочетание всегда передаёт определённое значение.
Дети с удовольствием передают в своих работах основные элементы лепки и росписи, умение составлять узор.
Выставки детских работ, тематические выставки: «Дымково», «Филимоново» и тд.
5. Знакомство с русскими народными играми.
В младшем и среднем возрасте любимыми играми у детей стали русские народные игры как:
«У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Смешинки». «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Городки», «Горелки», «Богатырская наша сила», «Колечко, колечко», «Заря-заряница», «Ручеёк», «Баю-бай» и др.
В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.
Оформлена картотека «Русских народных подвижных игр».
6. Работа с родителями. Для родителей были разработаны консультации : «Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей?», рекомендации «Давайте споём», «Семейный музей».
Они принимали участие в организации мини-музея, изготавливали своими руками костюмы, кокошники.
А также вместе проводим праздники: Масленицу, Рождество, Пасху и др.
7. Работа с педагогами. Для педагогов были предложены рекомендации, метод проектов по теме «Нравственно-патриотическое воспитание».
Такая системная работа - богатейший материал для развития культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, нравственно - патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы. Почти все наши выпускники, ежегодно уходя из детского сада, посещают школу искусств, где в какой-то мере продолжается начатая нами работа.
Перспектива на будущее: разработать план для детей старшей группы, используя региональный компонент (знакомство с традициями, культурой других народов живущих в нашей области).