Получи документы

Этиология речевых нарушений

Елизавета Вотякова
Этиология речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Причины возникновения речевых нарушений

Цель: познакомить с этиологией речевых нарушений.

Проблемы для обсуждения:

1. Характеристика биологических факторов.

2. Характеристика социальных факторов.

3. Критические периоды развития речи.

Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи на любом этапе человеческой жизни, разнообразны и сложны. Логопед в процессе диагностического обследования выявляет биологические и социальные причины, время их появления.

Публикация «Этиология речевых нарушений» размещена в разделах

Эволюционно-динамический подход вместе с принципом единства биологического и социального лежит в основе понимания причин возникновения речевых нарушений. Выготский Л. С. определял биологические причины как ядро, вызывающее речевые нарушения.

Последовательно их рассмотрим. Группа биологических факторов состоит с подгрупп экзозенно-органических (внешних) и эндогенно -наследственных (внутренних) нарушений.

Экзогенно-органические нарушения включает пренатальные, натальные и постнатальные факторы.

Последовательно рассмотрим факторы пренатальной (внутриутробной) патологии:

1. Вирусные инфекции.

По данным статистики одна четверть случаев гибели российских младенцев связана с внутриутробными инфекциями, у 80% младенцев причиной аномалий грубых пороков развития являются вирусв краснухи (рубелла) герпетические вирусы, цитомегаловирус, вирусный гепатит.

Ребенок рождается с этим заболеванием, если мать перенесла краснуху во время беременности. В первом триместре заражение произойдет с точностью 80%, во втором 20%, в третьем 10%, но на любом этапе вынашивания краснуха может привести к гибели плода и прерыванию беременности. Последствием краснухи становиться водянка головного мозга, уменьшение объема головного мозга, расщелины мягкого неба.

Паразиты: токтоплазмоз. В утробе плод заражается одноклеточным паразитом -токсоплазмой, этот приводит в задержкам в развитии, порокам в формировании мозга (гидроцефалией, микроцефалией). При подостром течении токсоплазмоз может проявиться менингитом или энцефалитом.

При токсоплазмозе, микоплазме, сифилисе, гепатитах, стрептококковая инфекции, краснухе, цитомегаловирусе и герпесе, кандиде источником заражения является женщина.

2. Хронические заболевания матери. При токсоплазмозе, микоплазме, сифилисе, гепатитах, стрептококковая инфекция, краснухе, цитомегаловирусе и герпесе источником заражения является женщина;

Сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, заболевания щитовидной железы и надпочечников, приводят к серьезным нарушениям в развитии плода.

3. Травматизм матери во время беременности. Падения и ушибы, травмы в автомобильных катастрофах приводят к преждевременным родам из-за отслойки плаценты;

4. Стрессы матери. Очень часто встречается патология «замерший плод». Абсолютно здоровый плод перестает развиваться и погибает вплоть до 42 недели беременности. По мнению специалистов это вызывает сильный стресс во время беременности. Любой стресс повышает тонус гладкой мускулатуры, что несет угрозу выкидыша;

5. Ионизирующая радиация;

6. Внутриутробная гипоксия плода. Если кислородное голодание началось в первом триместре оно приводит к порокам развития, к поражениям ЦНС, замедлению роста и развития плода, к замершей беременности;

7. Несовместимость крови матери и плода по резус фактору. Действие материнских антител разрушает эритроциты в крови плода, возникает анемия и кислородная недостаточность (гипоксия плода);

8. Внутриутробная интоксикация никатином (который влияет на кровоснабжение матки и плаценты, и обусловливает низкую массу тела, наркотическими веществами, алкоголем (которые приводят нарушения ЦНС, аномалиям психического и физического развития);

9. нарушение сроков вынашивания плода (менее 38 недель или переношенность более 40);

10. прием лекарственных препаратов;

11. работа на вредном производстве приводит к нарушениям ЦНС и кровоснабжения.

12. токсикозы, особенно в первом триместре.

13. возраст матери до 18 или после 40 лет

14. психические нагрузки во время беременности

15. нарушения питания

16. патологическое течение беременности

17. загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами

18. заболевания передающиеся половым путем. Если плод инфицируется на стадии первых трех месяцев, то беременность завершается выкидышем. Если до 12 недели это приводит к рождению мертвого ребенка или с тяжелыми пороками. О наличии внутриутробной инфекции говорят мутные амниотические воды с примесями мекония (это первородный кал обычно темно-зеленого цвета). При инфицировании дефекация происходит непроизвольно, поэтому зеленый цвет амниотических вод и гнилостный запах является показателем внутриутробной инфекции. Плацента так же имеет микротромбы и участки некротического характера.

Ребенок с внутриутробной инфекцией рождается с асфисией, может быть микроцефалия и гидроцефалия и другие расстройства.

19. диеты (солнцееды, веганы)

Последовательно рассмотрим факторы натальной патологии:

1. асфиксия плода вызывает повреждения головного мозга;

2. травматическая энцефалопатия из за родовых травм, которые приводят к внутричерепному кровоизлиянию, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины: узкий таз, большой плод,

3. малая масса новорожденного (меньше 1500).

4. билирубиновая энцефалопатия (желтуха) билирубин поражает нервные клетки мозга, страдает моторика и речевое развитие.

5. затяжные или стремительные роды

6. акушерское вмешательство хирургического плана вакуум –аспирация (старая школа- наложение щипцов).

7. обвитие пуповиной

8. неправильное прележание плода.

Постнатальная патология (от рождения до трех лет) :

1. черепно-мозговые травмы и ушибы головного мозга;

2. нейроинфекционные заболевания (менингоэнцефалит, менингит);

3. дистрофические заболевания ребенка.

4. длительная госпитализация

5 сильный испуг, стресс.

6 диеты (солнцееды, веганы)

Эндогенно- наследственные факторы :

1. Анатомические нарушения строения органов артикуляции

Аномалии неба и губ

1. готическое небо;

2. уплощенное небо;

Наиболее распространенными аномалиями являются расщелины верхней губы и твердых и мягких тканей неба и их разнообразные сочетания. Самым сложным видом расщелин является мультифакторый порок-расщелина лица.

Анатомические расстройства в строении языка:

1. аглоссия это отсутствие языка;

2. микроглоссия это недоразвитие языка;

3. макроглоссия это значительно увеличенный язык, который не убирается в ротовой полости;

4. укорочение подъязычной уздечки.

Аномалии прикуса :

1. прогнатия, когда верхняя челюсть выступает вперед;

2. прогения, когда нижняя челюсть выступает вперед;

3. открытый прикус между резцами есть пространство при сжатых коренных зубах;

4. односторонний и двустронний боковой прикус. Коренные зубы не смыкаются при сомкнутых резцах.

Аномалии наружного носа, ведущие к нарушениям проходимости воздушной струи, в процессе вдоха и выдоха.

1. сужение и/или зарастание полости носа

1.1. инспираторное присасывание крыльев носа, затрудняющее вдох.

1.2. атрезия (сращивание) хоан. Возникает из-за рубцевания ткани при язвенных процессах в носу или искривления носовой перегородки, из-за узких ноздрей.

2. Хромосомные синдромы. Являются врожденными и сохраняются на протяжении всей жизни, вызывая отставание в нервно –психическом и речевом развитии ребенка. В логопедии выделяют два вида хромосомных заболеваний;

1. хромосомные заболевания из-за изменения структуры и числа аутосом.

2. хромосомные заболевания из-за нарушений половых хромосом.

Очень распространенным в настоящее время является болезнь Дауна. с поздним появлением и системным недоразвитием речи и синдром фрагильной Х хромосомы, с полиморфными нарушениями речи ;ОНР, дизартрия, заикание.

3. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы обусловлены генными мутациями и выражаются различными нарушениями из-за расстройства синтеза структурных белков. Фенилкетонурия является наследственным заболеванием обмена. Своевременное лечебное питание предупреждает последующее снижение интеллекта и недоразвитие речи.

Наследственные факторы имеют важное значение в этиологии, так как являются предрасполагающими условиями к появлению нарушений речи : заикания (17%, ЗРР и дизартрии, тахилалии и брадилалии, ринолалии (крайне редко почти 1,5%, дислексии, дисграфии…

Социальные факторы :

1. длительная госпитализация рребенка

2. эмоциональная депривация

3. сюсюканье и неправильная речевая среда

4. хроническая и острая психическая травматизация

5. полиглоссия, двуязычие

6. родители с дефектами речи и глухонемые родители

7. свершумное окружение

8. педагогическая запущенность

9. неблагоприятные социально-бытовые условия

10. синдром госпитализма

11. соматическая ослабленность ребенка, частые заболевания

12. пассивное или активное подражание нарушенной речи

13. активное использование технических средств (ребенок постоянно играет в телефоне, на компьютере, смотрит телевизор, т. е. реальное общение сокращено и происходит односторонняя направленность информации на ребенка

14. отсутствие твердой пищи, которую нужно жевать, ее замена пюре, йогуртами, соками

Логопед должен учитывать, что речь наиболее уязвима в период возрастных кризисов. Несмотря на речевые новообразования, критические периоды характеризуются нестабильной работой ЦНС и эндокринной системы ребенка, высокой ттревожностью

Речевой кризис 1 года. Первый речевой кризис характеризуется главным речевым новообразованием - это первое общеупотребительное слово. Таким образом, интенсивное речевое развитие ребенка и начинается именно в этот период, У ребенка раннего возраста есть стойкая потребность в общении со взрослым в рамках предметной деятельности. И на фоне интенсивного развития корковых речевых зон особенно с 14-18 месяцев воздействие незначительных факторов могут отразиться на речевом развитии ребенка. При задержке речи первое слово может не появиться вплоть до поступления в школу и дольше, поэтому нужно активно стимулировать возникновение первого общеупотребительного слова.

Очень часто этот кризис сопровождается возникновением навыка ходьбы у ребенка и многие дети именно в этот период перестают говорить - это нормально, так как их психическая активность направлена на освоение новых возможностей.

Речевой кризис 3 года характеризуется наличием фразовой речи при несовершенстве звуко-слоговой стороны речи. В это период особая ранимость ЦНС обусловлена рассогласованностью в работе ЦНС нейроэндокринной и сосудистой регуляции, что приводи к возникновению упрямства, негативизма, агрессии, протест-бунта. Это и есть нарушения эмоционального развития, которые возникают в период психологического кризиса «Я сам». Здесь важно не путать, так как у ребенка с ОНР 1 уровня возникают данные расстройства из-за того, что его перестают понимать окружающие люди. Ребенок не может попросить игрушку, демонстративно ее забирает и провоцирует конфликт, так и образуются вторичные аффективные расстройства, которые никак не связаны с проявлениями возрастного кризиса.

Речевой кризис 7 лет. Зависит от возрастного периода, когда ребенок начинает овладевать навыками чтения и письма. У большинства детей это происходит в возрасте 6/7 лет. Школьный период связан с овладением письменной речью. В этот период значительно возрастает нагрузка на ЦНС из-за изменения привычной социальной ситуации. Современные дети уже приходят с формированными навыками осознанного и беглого чтения, дети же с нарушениями речи могут подойти к этому периоду даже без устной речи.

Таким образом, речевые кризисы определяются по речевым новообразованиям, и именной в этот период речь ребенка является наиболее уязвимой в норме. В то время как у детей с речевыми нарушения эти речевые показатели могут появиться гораздо позже или не появиться вообще без системы логопедической помощи.

Практический пример: очень часто родители безречевых детей жалуются на то, что потеряли длительное время в ожидании первого слова, фразовой речи, тем самым упустив сензитивный период, наиболее эффективный для логопедической коррекции.

В выводах следует отметить значимость данного теоретического материала для проведения профилактической работы с будущими родителями детей с ТНР, для проведения логопедической диагностики. Логопед обязан разобраться в причинах возникновения речевого нарушения, поэтому он должен основательно выучить все этиологические факторы и уметь корректно задавать вопросы, так как многие факторы требуют отточенной формулировки.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Мастер-класс «Изготовление речевых дорожек»Мастер-класс «Изготовление речевых дорожек» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробокМастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробок Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробок. Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этиология речевых нарушений
Опубликовано: 6 июня 2022 в 13:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этиология речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Вотякова (УИ 3013512) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД