Абраменко Алина Вячеславовна
Этический кодекс педагога
▼ Скачать
Оглавление
Введение
Глава 1 Источники и принципы этики педагога
1.1 Источники этики педагога
1.2 Принципы этики педагога
Глава 2 Личность педагога, авторитет, честь и репутация
2.1 Личность педагога
2.2 Авторитет, честь, репутация
Глава 3 Взаимоотношения педагога с учениками, родителями и педагогическим коллективом
3.1 Взаимоотношения педагога с учениками
3.2 Взаимоотношения педагога с родителями учеников
Публикация «Этический кодекс педагога» размещена в разделах
3.3 Взаимоотношения педагога с педагогическим коллективом
Заключение
Список использованных источников
Введение
«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.»
А. Дистервег
Педагог – человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой [3].
Этика – это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль, выражающая особую сферу надбиологической регуляции человеческих отношений и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования [1].
Таким образом, педагогическая этика – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом этики педагога являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога [2].
Глава 1 Источники и принципы этики педагога
1.1 Источники этики педагога
Нормы этики педагога устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской преподавательской деятельности.
1.2 Принципы этики педагога
Основные принципы педагогической этики представлены :
-принципом педагогического профессионализма и творческого сотрудничества учителя с учащимися;
- принципом гражданственности и патриотизма учителя;
-принципом профессиональной солидарности и коллективизма;
-принципом интеллигентности;
-принципом гуманизма;
-принципом педагогического оптимизма.
1. Одним из важнейших принципов педагогической этики является принцип педагогического профессионализма, творческого сотрудничества с учащимися. Понятие «педагогический профессионализм» включает в себя не только качественные уровни выполнения педагогом своей работы, но и уровни личностного развития учителя.
2. Не менее важным принципом педагогической этики является гражданственность учителя. Слагаемые данного принципа - активность жизненной позиции педагога, высокий уровень личной ответственности за все происходящее в государстве, нетерпимое отношение к явлениям, негативно сказывающимся на развитии общественных отношений в том городе или селе, в которых учитель работает и живет.
3. В соответствии с принципом педагогической солидарности предполагается единомыслие учителей в процессе достижения педагогических целей. Этот принцип выдвигает необходимость понимания педагогами единства, целостности учебно-воспитательного процесса, осознания ими необходимости в единстве педагогических требований и действий всего педагогического коллектива по достижению целей обучения и воспитания.
4. Этика педагога требует от учителя наличия такого интегрального качества личности, как интеллигентность. Принцип интеллигентности в педагогической этике является едва ли не ведущим, так как в его основе лежит требование образованности и разумности. Интеллигентность учителя проявляется в глубоком знании предмета, который он преподает, основ наук, отражающих окружающий мир
5. Среди основных принципов морали принцип гуманизма выражен в педагогической деятельности наиболее специфично. Сущность гуманности раскрывается в любви к детям, уважении их личностного достоинства, в нетерпимость к тому, что калечит детей нравственно и физически.
6. Тесно связан с принципом гуманизма в педагогической этике принцип педагогического оптимизма. Педагогический оптимизм как один из принципов педагогической морали, прежде всего, призван регулировать отношения учителя к учащимся. Это положение понимается в том смысле, что учитель обязан открывать перед учениками перспективы роста и не опускать руки перед неудачами, срывами в своей работе и в жизнедеятельности свои воспитанников
7. Принцип педагогического оптимизма регулирует отношения учителя к своей профессии и к самому себе в ней. Он является важнейшим стимулом профессиональной деятельности учителя, так как позволяет верить в то, что педагогические усилия не пропадают даром, они так или иначе проявляются как положительное начало в будущем учеников, в их грядущей взрослой жизни [4].
Таким образом, нормы педагогической этики устанавливаются в соответствии с нормативно-правовыми актами, моральными нормами и традициями российской преподавательской деятельности. Принципы педагогического профессионализма и творческого сотрудничества с учащимися, гражданственности и патриотизма, профессиональной солидарности и коллективизма, интеллигентности, гуманизма и педагогического оптимизма являются основными принципами этики педагога.
Глава 2 Личность педагога, авторитет, честь и репутация
2.1 Личность педагога
Рассматривая профессиональную деятельность педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.
Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.). Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания, культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог – это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя. В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения. В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности : уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе); постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других); передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
«Определяя личностную характеристику педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек - человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений» [5].
Важной характеристикой педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенностью «Я - образа» является высокая адаптивность педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости» [6].
Выделив личностные качества педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для педагогической работы.
Перечисляя личностные особенности педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных уровней и сфер педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако, в целом, они задают профиль личности педагога.
2.2 Авторитет, честь, репутация
Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога. Он передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. В общении с обучающимися и родителями педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Он воспитывает на своем положительном примере, избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с обучающимися и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
Педагог дорожит своей репутацией.
Авторитет – это важнейшее средство воспитательного воздействия. Это особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Основными составными частями авторитета являются: личностный и профессиональный. Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества педагога :
-любовь к студентам и педагогической профессии;
-уважение и доверие к обучающимся;
-взаимное уважение;
-общая культура поведения педагога (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.);
-внешность педагога и его культура поведения;
-умение держать себя в аудитории;
-обладание правильной и выразительной речью;
Честь педагога – это его оценка со стороны школьного, родительского коллектива, профессионального педагогического сообщества района, города, области, страны. С понятием чести связаны обязательные для членов данной социальной группы требования, стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести» [7].
Таким образом, педагог – специалист-профессионал, владеющий навыками не только образования и воспитания, но и психологической помощи и поддержки. Педагог дорожит своей репутацией, авторитетом и честью.
Глава 3 Взаимоотношения педагога с учениками, родителями и педагогическим коллективом
3.1 Взаимоотношения педагога с учениками
Педагог и ученик – это две наиболее важные фигуры в образовательном учреждении. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Существуют следующие стили общения между педагогом и учеником :
-авторитарный
-попустительский
-демократический
-общение – дистанция
-общение – устрашение
-заигрывание
Единственным верным является демократический стиль. Суть его заключается в том, что в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление [8].
3.2 Взаимоотношения педагога с родителями учеников
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача педагога – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и обучении ребёнка. Необходимо, чтобы образовательное учреждение и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
В ФГОС отмечено, что одним из принципов образования является сотрудничество педагога с семьей, и является основой для оказания помощи родителям в воспитании и обучении детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью образовательного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Родители должны принимать участие в разработке части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов [9].
3.3 Взаимоотношения педагога с педагогическим коллективом
Профессиональная деятельность педагога связана с интенсивным деловым взаимодействием. Особенно это касается образовательных учреждений, выбравших стратегию развития. В таких учреждениях увеличивается число коллективных обсуждений педагогических проблем, повышается частота контактов образовательного учреждения с другими организациями. В этих условиях особенно важным становится выбор технологий взаимодействия между участниками образовательного процесса.
В системе научно-методической работы используются различные виды взаимодействия педагогов для выработки совместных решений по вопросам совершенствования педагогической деятельности :
Деловое совещание с применением активных форм организованного группового взаимодействия в настоящее время признается в качестве одного из самых эффективных видов принятия группового решения. От руководителя, проводящего деловые встречи в коллективе в интерактивном режиме, требуются специальные умения: владение методом группового интервью, экспресс-опроса, высокая контактность, доброжелательность, открытость. Содержание и средства делового общения влияют на изменение психологического климата и всей организационной культуры образовательного учреждения.
Активные групповые формы принятия коллективных решений позволяют найти оптимальные выходы из создавшихся проблемных ситуаций, выработать общую стратегию практической реализации, добиться личностного принятия решения большинством коллег по работе. Даже включение отдельных элементов групповой опросной и дискуссионной работы в собрание, совет, совещание, деловую планерку способствует значительному повышению эффективности их проведения, результативности внедрения коллективно принятых решений.
Деловое общение представляет собой систему взаимодействий коллектива по поводу общего для него дела. Деловое общение основано на равноправном участии всех сотрудников во взаимном информировании. Особенностью такого общения является точность понимания содержания информации всеми его участниками. Деловое общение отражает общие для педагогического коллектива цели, деловую продуктивность преподавателей и руководителей учреждения, совместность в поиске истины или выхода из трудного положения [10].
Таким образом, важную роль в воспитании и обучении играет не только взаимодействие педагога с ребенком, но и с родителями и педагогическим коллективом.
Заключение
Педагог – специалист-профессионал, глубоко разбирающийся в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способный прийти ему на помощь, в совершенстве владеющий комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающий определенными способностями. При этом важную роль в воспитании и обучении играет не только взаимодействие педагога с ребенком, но и с родителями и педагогическим коллективом.
Нормы педагогической этики устанавливаются в соответствии с нормативно-правовыми актами, моральными нормами и традициями российской преподавательской деятельности.
Список использованных источников
1) Гусейнов А. А. Этика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://gtmarket.ru/concepts/7185 (19.11.2019)
2) Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 176 с.
3) Толковый словарь русского языка: в 4 томах / Под. ред. Д. Н. Ушакова. – М. : Терра, 1996. – 520 с.
4) Педагогическая этика и эстетика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://studwood.ru/1071877/pedagogika/osnovnye_print (16.11.2019)
5) Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. –М. : Юпитер, 1999. – 256 с.
6) Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый – М. : Юпитер, 1999. – 416 с.
7) Положение, кодекс этики и служебного поведения педагога дополнительного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://yamal-obr.ru/articles/uchitel-i-uchenik-sistem. (09.11.19).
8) Сорокина, О. П. Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://yamal-obr.ru/articles/uchitel-i-uchenik-sistema-vzaimootnoshen/ (09.11.19)
9) Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-ного образования от 17 октября 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.html (23.11.2019).
10) Петрусевич, А. А. Практика современного образования: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / А. А. Петрусевич, В. В. Лоренц. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. – 300 с.