Получи документы

Этическая беседа как средство формирования социально-моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста

Науменкова Алла
Этическая беседа как средство формирования социально-моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Этическая беседа - это метод и средство воспитания, призванный формировать нравственные понятия и представления, моральные правила и нормы, с помощью которых формируется социально-моральное поведение дошкольника.

Направление, связанное с изучением поведения ребенка в обществе всегда было актуально в свете идеи гуманизации педагогического процесса в детском саду. Социально-моральное воспитание дошкольников является достаточно сложным и длительным процессом, который охватывает весь период детства и продолжается во взрослой жизни и рассматривается в его конечном результате как сформированность социально - нравственной воспитанности.

Темочки:

Вопросы формирования социально - морального поведения детей дошкольного возраста не являясь предметом специального изучения, находят свое отражение в трудах ученых как особо значимые характеристики развития личности ребенка-дошкольника. Формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста рассматривается в трудах Р. С. Буре, Л. С. Выготского, В. В. Зеньковского и др. Несмотря на большое количество подходов к исследованию проблемы остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития источников социально - морального поведения, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии ее формирования. Очевидна социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы формирования социально-морального поведения детей дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования «Этическая беседа как средство формирования социально - моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования - доказать эффективность этической беседы как средства формирования социально - моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Установить уровни сформированности социально - моральных норм поведения детей 6-го года жизни, проанализировав состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

3. Разработать систему работы по формированию социально – моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста средствами этической беседы.

4. Экспериментально проверить эффективность этической беседы как средства формирования социально - моральны норм поведения детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлены материалы экспериментального исследования.

Целью констатирующего эксперимента было определение начального уровня сформированности социально-моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста. На основании изученных источников были определены показатели осознание детьми старшего дошкольного возраста социально-моральных норм поведения.

Базой исследования была старшая группа в ДОУ. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, которые были продиагностирован по двум методикам.

Методика 1: «Закончи историю» Методика 2: «Сюжетные картинки», использовался нами и метод наблюдения.

С целью определения начального уровня сформированности социально-нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста было проведено статистический анализ полученных данных. [6слайд] Выяснилось, что детей с высоким уровнем сформированности социально-нравственных норм поведения 8% в экспериментальной группе и 5% в контрольной группе, 22% детей в экспериментальной группе и 21% в контрольной группе находились на достаточном уровне. Средний уровень был зафиксирован у 29% детей экспериментальной группы и 33% в контрольной группе. Подавляющее большинство детей показали низкий уровень - 41% детей в обеих группах. Это наглядно мы можем увидеть в диаграмме 3.

С целью осуществления активного воздействия на педагогическое явление путем создания специальных условий применялся метод педагогического эксперимента (формовочный). Целью формирующего эксперимента было формирование представлений социально-нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста средствами этической беседы.

В начале формирующего этапа была разработана система социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами этической беседы, которая включала в себя разнообразные формы работы, методы и приемы, которые служили своеобразным инструментарием в ее развертывании

В ходе формирующего эксперимента нами был проведен комплекс упражнений, использованных на занятиях с дошкольниками экспериментальной группы. [8слайд]. Материалом для этических бесед были конкретные факты из жизни детей, произведения художественной литературы, сказки и иллюстрации. В ходе бесед дети не только осваивали нравственные нормы, но и расширяли свой словарь, знакомясь с этическими понятиями. Во время бесед по содержанию художественных произведений социально-нравственной направленности с помощью целенаправленных вопросов детям подавались знания о социально-нравственные категории, нравственные качества и нормы, формировались навыки сознательного восприятия и полного понимания содержания произведений социально-нравственной направленности [9 слайд] Ребята учили характеризовать персонажей, оценивать их действия и поступки, выражать свое отношение к героям и их поведения, распознавать хорошие и плохие поступки, понимать мораль художественных произведений, адекватно оценивать пове инку героев и свои собственные поступки, понимать сущность социально-нравственных категорий, норм и качеств. [10 слайд].

Этические беседы, связанные с жизненными ситуациями учили детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизни. При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращались в полезные привычки.

После окончания цикла этических бесед с детьми экспериментальной группы, была проведена повторная диагностика уровня сформированности социально-нравственных норм поведения детей обеих групп [15 слайд]. Выяснилось, что подавляющее большинство детей экспериментальной группы показали высокий уровень сформированности социально-нравственных норм поведения 42%, и 36% детей находятся на достаточном уровне. Средний уровень был зафиксирован у 20% детей экспериментальной группы. И только 2% детей с низким уровнем сформированности социально-нравственных норм. Это наглядно мы можем увидеть в диаграмме 8. Контрольная группа не может похвастаться такими результатами: высокий уровень 7%, достаточный - 32%, средний - 33%, а низкий - 28%.

Сравним эти процентные показатели с теми, что получили в начале нашего эксперимента. В экспериментальной группе низкий уровень сформированности социально-нравственных норм поведения снизился на 39%, а в контрольной на 13%. Как мы видим на диаграмме 9, средний уровень в экспериментальной группе уменьшился на 9%, однако в контрольной группе остался на прежнем месте. Достаточный уровень увеличился на 14% по экспериментальной группе и на 11% в контрольной группе. Что касается высокого уровня сформированности социально-нравственных норм поведения, то мы наблюдаем некоторые улучшения в контрольной группе - на 2%, но не такие значительные, как в экспериментальной группе на 34%.

Полученные в ходе исследования экспериментальные данные позволили сделать вывод относительно эффективности этической беседы как средства формирования социально-нравственных норм поведения. А также выявить некоторые особенности формирования социально-нравственных норм поведения старших дошкольников средствами этической беседы : обеспечение понимания детьми социально-нравственных категорий и содержания художественных произведений и осознание их морали; комплексное решение задач по социально-нравственного воспитания детей в различных видах деятельности (художественно-речевая, игровая, театрализованная, учебная) как на занятиях, так и в повседневной жизни; стимулирования оценочно-контрольной деятельности в социально-моральном поведении детей; совместная работа ДОУ с семьей по социально-нравственного воспитания детей.

Проанализировав результаты нашей работы, мы пришли к выводу, что формирование социально-нравственных норм поведения старших дошкольников средствами этической беседы осуществляется при педагогическом руководстве взрослых, которые помогают детям сформировать социально-нравственные представления и справедливое оценивание собственного поведения и сверстников, готовность к позитивному общению через эмоционально - этические суждения.

Проведенное исследование показало правильность нашей гипотезы, в ходе этого исследования она нашла свое подтверждение, цель работы достигнута и практически все задачи решены.

В рамках отдельного исследования невозможно дать исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой темы. Предлагаемый подход не является единственно возможным по формированию социально-нравственных норм поведения старших дошкольников

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада/ Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под ред. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1989.-96с.

2. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 1984.

3. Виноградова А. М. Воспитание чувства и формирование этических представлений. М., 1989.

4. Петерина С, В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. - Ростов н/Д 1995. - 96 с.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения при пожаре» «Правила поведения при пожаре» Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этическая беседа как средство формирования социально-моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2020 в 21:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этическая беседа как средство формирования социально-моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Науменкова Алла (УИ 1687541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД