Науменкова Алла
Этическая беседа как средство формирования социально-моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Этическая беседа - это метод и средство воспитания, призванный формировать нравственные понятия и представления, моральные правила и нормы, с помощью которых формируется социально-моральное поведение дошкольника.
Направление, связанное с изучением поведения ребенка в обществе всегда было актуально в свете идеи гуманизации педагогического процесса в детском саду. Социально-моральное воспитание дошкольников является достаточно сложным и длительным процессом, который охватывает весь период детства и продолжается во взрослой жизни и рассматривается в его конечном результате как сформированность социально - нравственной воспитанности.
Темочки:
Вопросы формирования социально - морального поведения детей дошкольного возраста не являясь предметом специального изучения, находят свое отражение в трудах ученых как особо значимые характеристики развития личности ребенка-дошкольника. Формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста рассматривается в трудах Р. С. Буре, Л. С. Выготского, В. В. Зеньковского и др. Несмотря на большое количество подходов к исследованию проблемы остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития источников социально - морального поведения, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии ее формирования. Очевидна социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы формирования социально-морального поведения детей дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования «Этическая беседа как средство формирования социально - моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - доказать эффективность этической беседы как средства формирования социально - моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Установить уровни сформированности социально - моральных норм поведения детей 6-го года жизни, проанализировав состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
3. Разработать систему работы по формированию социально – моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста средствами этической беседы.
4. Экспериментально проверить эффективность этической беседы как средства формирования социально - моральны норм поведения детей старшего дошкольного возраста.
В статье представлены материалы экспериментального исследования.
Целью констатирующего эксперимента было определение начального уровня сформированности социально-моральных норм поведения детей старшего дошкольного возраста. На основании изученных источников были определены показатели осознание детьми старшего дошкольного возраста социально-моральных норм поведения.
Базой исследования была старшая группа в ДОУ. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, которые были продиагностирован по двум методикам.
Методика 1: «Закончи историю» Методика 2: «Сюжетные картинки», использовался нами и метод наблюдения.
С целью определения начального уровня сформированности социально-нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста было проведено статистический анализ полученных данных. [6слайд] Выяснилось, что детей с высоким уровнем сформированности социально-нравственных норм поведения 8% в экспериментальной группе и 5% в контрольной группе, 22% детей в экспериментальной группе и 21% в контрольной группе находились на достаточном уровне. Средний уровень был зафиксирован у 29% детей экспериментальной группы и 33% в контрольной группе. Подавляющее большинство детей показали низкий уровень - 41% детей в обеих группах. Это наглядно мы можем увидеть в диаграмме 3.
С целью осуществления активного воздействия на педагогическое явление путем создания специальных условий применялся метод педагогического эксперимента (формовочный). Целью формирующего эксперимента было формирование представлений социально-нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста средствами этической беседы.
В начале формирующего этапа была разработана система социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами этической беседы, которая включала в себя разнообразные формы работы, методы и приемы, которые служили своеобразным инструментарием в ее развертывании
В ходе формирующего эксперимента нами был проведен комплекс упражнений, использованных на занятиях с дошкольниками экспериментальной группы. [8слайд]. Материалом для этических бесед были конкретные факты из жизни детей, произведения художественной литературы, сказки и иллюстрации. В ходе бесед дети не только осваивали нравственные нормы, но и расширяли свой словарь, знакомясь с этическими понятиями. Во время бесед по содержанию художественных произведений социально-нравственной направленности с помощью целенаправленных вопросов детям подавались знания о социально-нравственные категории, нравственные качества и нормы, формировались навыки сознательного восприятия и полного понимания содержания произведений социально-нравственной направленности [9 слайд] Ребята учили характеризовать персонажей, оценивать их действия и поступки, выражать свое отношение к героям и их поведения, распознавать хорошие и плохие поступки, понимать мораль художественных произведений, адекватно оценивать пове инку героев и свои собственные поступки, понимать сущность социально-нравственных категорий, норм и качеств. [10 слайд].
Этические беседы, связанные с жизненными ситуациями учили детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизни. При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращались в полезные привычки.
После окончания цикла этических бесед с детьми экспериментальной группы, была проведена повторная диагностика уровня сформированности социально-нравственных норм поведения детей обеих групп [15 слайд]. Выяснилось, что подавляющее большинство детей экспериментальной группы показали высокий уровень сформированности социально-нравственных норм поведения 42%, и 36% детей находятся на достаточном уровне. Средний уровень был зафиксирован у 20% детей экспериментальной группы. И только 2% детей с низким уровнем сформированности социально-нравственных норм. Это наглядно мы можем увидеть в диаграмме 8. Контрольная группа не может похвастаться такими результатами: высокий уровень 7%, достаточный - 32%, средний - 33%, а низкий - 28%.
Сравним эти процентные показатели с теми, что получили в начале нашего эксперимента. В экспериментальной группе низкий уровень сформированности социально-нравственных норм поведения снизился на 39%, а в контрольной на 13%. Как мы видим на диаграмме 9, средний уровень в экспериментальной группе уменьшился на 9%, однако в контрольной группе остался на прежнем месте. Достаточный уровень увеличился на 14% по экспериментальной группе и на 11% в контрольной группе. Что касается высокого уровня сформированности социально-нравственных норм поведения, то мы наблюдаем некоторые улучшения в контрольной группе - на 2%, но не такие значительные, как в экспериментальной группе на 34%.
Полученные в ходе исследования экспериментальные данные позволили сделать вывод относительно эффективности этической беседы как средства формирования социально-нравственных норм поведения. А также выявить некоторые особенности формирования социально-нравственных норм поведения старших дошкольников средствами этической беседы : обеспечение понимания детьми социально-нравственных категорий и содержания художественных произведений и осознание их морали; комплексное решение задач по социально-нравственного воспитания детей в различных видах деятельности (художественно-речевая, игровая, театрализованная, учебная) как на занятиях, так и в повседневной жизни; стимулирования оценочно-контрольной деятельности в социально-моральном поведении детей; совместная работа ДОУ с семьей по социально-нравственного воспитания детей.
Проанализировав результаты нашей работы, мы пришли к выводу, что формирование социально-нравственных норм поведения старших дошкольников средствами этической беседы осуществляется при педагогическом руководстве взрослых, которые помогают детям сформировать социально-нравственные представления и справедливое оценивание собственного поведения и сверстников, готовность к позитивному общению через эмоционально - этические суждения.
Проведенное исследование показало правильность нашей гипотезы, в ходе этого исследования она нашла свое подтверждение, цель работы достигнута и практически все задачи решены.
В рамках отдельного исследования невозможно дать исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой темы. Предлагаемый подход не является единственно возможным по формированию социально-нравственных норм поведения старших дошкольников
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада/ Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под ред. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1989.-96с.
2. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 1984.
3. Виноградова А. М. Воспитание чувства и формирование этических представлений. М., 1989.
4. Петерина С, В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. - Ростов н/Д 1995. - 96 с.