Осипова Олеся
Этапы созревания мозга
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый из трех функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку, "снизу вверх" — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к лобным долям.
Повреждение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирующих воздействий от нижележащего поврежденного уровня.
Развитие мозга, как и других систем, идет не равномерно и гетерохронно.
Темочки:
Раньше других созревают те структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают вначале стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Созревание структур стволовой части головного мозга наиболее интенсивно происходит в первые два года жизни.
На этом этапе (от эмбриогенеза до 2х лет) впервые заявляют о себе глубинные ней-робиологические предпосылки формирования будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка.
Второй этап (от 3х до 7 лет).
Созревает левое и правое полушарие. Здесь есть фактор пола. Левое полушарие у девочек развивается быстрее. Данный факт косвенно подтверждается более быстрым развитием у девочек речи и некоторых показателей психомоторики.
На этом отрезке онтогенеза закрепляются меж-полушарные асимметрии, формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха, функциональной активности.
Третий этап (от 7 до 13 лет).
Этап, когда мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария) начинает обеспечивать взаимодействие лобных (префронтальных) отделов правого и левого полушарий (третий функциональный блок мозга).
Лобные доли начинают свое формирование на 14 неделе эмбриогенеза, активно развиваются от 7 до 22 лет.
Ещё один важный момент! До 7-летнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по всем нейробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными.
Поэтому, если у ребёнка есть проблемы развития, лучше решать их как можно раньше.
Самые активный и результативный возраст для коррекции от 0 до 5. Это не говорит о том, что после 5 поздно! Говорим о самом успешном периоде.