Анна Бобина
Этапы развития пластичности и ритмопластики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмопластика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Движения в ритмопластике носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
Публикация «Этапы развития пластичности и ритмопластики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Ритмопластическая деятельность с целью музыкального развития дошкольников целесообразна практически на всех занятиях музыкой: как игра с пением, пластическим движением, подвижная игра, спортивное упражнение под музыку, танцевальная драматизация. Она существует не только как самостоятельный раздел занятий, но и как важная часть других видов музыкальной деятельности детей.
На каждом этапе занятия можно использовать почти все виды ритмопластики, некоторые из них преимущественны в той или иной возрастной группе. Обобщенный алгоритм действий педагога в процессе организации музыкального развития детей дошкольного образа посредством ритмопластики, по мнению ученых, обусловлен логикой четырех последовательных этапов :
• привлечение детского внимания к музыке, настрой на пластическое воспроизведение; первичная реакция детей на музыкальное произведение, знакомство с ним, погружение в него.
• использование ритмопластических средств, с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкально-пластической выразительности;
• закрепление представлений в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения и движений под музыку, готовность рассуждать, оценивать, желание повторить;
• создание условий для выражения ребенком результатов музыкально-пластического восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной.
Целью моей работы является психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.
Задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений:
-ловкость, точность, координация движений,
-гибкость и пластичность,
-правильная осанка, красивая походка,
-ориентировка в пространстве,
2. Развитие и тренировка психических процессов:
-умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,
-воспитание внимания, воли, памяти, мышления;
- развитие творческого воображения дошкольников.
3. Воспитание умения согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением, грациозно выполнять знакомые физические упражнения под музыку.
Процесс организации музыкального развития детей дошкольного возраста посредством ритмопластики должен быть организован поэтапно :
I этап – организация развивающей среды : заключается создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать, магнитофон, музыкальный центр, проектор с экраном, ноутбук, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям хорошо иллюстрированные детские книги, могут быть также иллюстрации музыкальным произведениям, репродукции картин.
Мною был разработан лепбук «В мире танца», который поможет детям закрепить и систематизировать представления о связи музыки и движения, о важной роли музыкально-ритмичных движениях в жизни человека.
После организации музыкальной зоны или уголка музыки необходимо познакомить воспитанников с материалами и содержанием музыкального уголка.
II этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение, а также – практических умений в ритмопластической деятельности; активизации творческого воображения. Осуществляется данная работа в определенной логике. Приемы, используемые на этапе накопления музыкально-слухового опыта:
1. Организация процесса восприятия детьми музыкальных произведений, беседа о них, проведение различных музыкальных дидактических игр и упражнений.
-«Выбери смайлик». Цель: определить эмоциональную окраску музыки.
- «Черепаха или ракета». Цель: определить темп музыки.
- «Громко –тихо». Цель: определить громкость музыки.
2. Проведение нескольких игр на развитие творческого воображения детей в ритмопластической деятельности (танце, движении под музыку).
Мы используем игры: «Повтори ритмический рисунок», «Похлопай, потопай, покружись», «Угадай танец по движению», «Шифровка» и другие.
Предлагаем вашему вниманию игру «Цепочка». Пол расчерчен на круги или квадраты. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Ведущий (впередистоящий ребенок) показывает движение. Дети повторяют движения за ним. Главное условие: повторять движения ведущего под музыку синхронно.
Танец-игра на ускорение «Побежали парами». Дети учатся выполнять движения в соответствии со словами песни, темпом музыки, ориентироваться в пространстве.
III этап – самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Детям предлагаются творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои музыкальные впечатления, свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыкального произведения в творческой, художественной, исполнительской деятельности (пластика, рисунок, оркестровка и т. д.). Например: «Нарисуй музыкальную сказку», «Я танцую музыку», «Ожившие картинки», и др.
Работа на заключительном этапе осуществляется в форме интегрированных музыкально-изобразительных ритмопластических занятий. На данном этапе предполагается организация восприятия музыки, после чего дети смогут выразить свои фантазии в ритмопластической деятельности. В ходе занятия детям предлагается рассказать «интересные истории», которые они услышали при восприятии музыки.
Подводя итоги можно сказать, что в ритмопластике объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.