Ольга Осипова
Этапы формирования фонематических функций у дошкольников с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Речь человека использует звуки особого рода. Эти звуки организованы в фонематическую систему языка. Чтобы различать их, нужен не только острый слух, биологический. Дети с хорошим фонематическим восприятием начинают рано говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки речи.
Тяжелые нарушения речи (ОНР, ФФНР) у детей характеризуются недостаточно развитым фонематическим слухом – способностью воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать их, обобщать в слова как смыслоразличительные единицы.
Публикация «Этапы формирования фонематических функций у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
Усвоение новых слов, их грамматических форм, связей словосочетания и предложения невозможно без способности к звукоразличению, без развитого навыка определения на слух звуковых и морфологических элементов слова, их порядка и последовательности. Наличие даже слабо выраженных нарушений в фонематическом развитии создает для ребенка серьезную проблему препятствия для успешного овладения не только устной речью, но и письма, чтения. Потому формирование фонематических функций занимает особое место в логопедической работе.
Фонематические функции – это восприятие, анализ и синтез, представление.
1) Фонематическое восприятие – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно звуки, близкие по звучанию (П-Б, С-Ш, Л-Р и другие). Формирование фонематического восприятия является ключевым моментом в системе коррекции речи. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Звуки формируются с большой задержкой и часто искажённо. Состояние фонематического восприятия детей влияет на овладение ими звуковым анализом и синтезом.
2) Фонематический анализ (способность называть последовательность и количество звуков в слове) и синтез (способность составлять из заданных звуков слово) – это умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
3) Фонематическое представление – это способность сохранять в памяти и воспроизводить звуковой образ слова.
Этапы формирования фонематических функций
1. Подготовительный: узнавание неречевых звуков.
Задачи: развивать слуховое внимание и слуховую память;
развивать способность различать неречевые звуки (звуки природы,
голоса животных, бытовые шумы, звучащие игрушки, музыкальные
инструменты);
учить определять направление звука;
учить отхлопывать заданный ритм.
Игры и упражнения: "Что звучало?"
«Назови по порядку, что звучало?»
«Где позвонили?»
«Повтори хлопочки»
2. Различение по высоте, силе и тембру голоса.
Задачи: учить различать одинаковые слова, фразы, звукокомплексы и звуки по
высоте, силе, тембру голоса;
воспитывать звуковое внимание к речи окружающих;
развивать слуховую память.
Игры и упражнения: «Угадай, чей голосок?»
Чтение сказки «Три медведя» с изменением голоса.
«Угадай, кто это?» ( по голосу: женский, мужской, детский)
«Скажи громко-тихо-шёпотом»
Прослушивание детских потешек.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
Задачи: учить различать по звучанию правильные и неправильные слова;
учить вслушиваться, замечать ошибки.
Игры и упражнения: «Послушай и покажи на картинке» (мышка-мишка, уточка-
удочка)
«Возьми картинку» (нужно взять ту, которая будет названа
правильно)
«Повтори, если правильно» (бумага-пумага, вагон-фагон)
«Перепутанница» (В небе летела карета, а ехала ракета).
4. Различение слогов.
Задачи: учить различать слоги на слух;
формировать умение различать оппозиционные звуки на материале
слогов,
учить анализировать слоги.
Игры и упражнения: «Послушай-Повтори» (па-по-пу, па-ба-па)
«Что лишнее?» (па-па-ба)
«Подними руку, если услышишь заданный звук»
«Сколько звуков ты услышал? Назови их»
5. Различение фонем.
Задачи: учить слышать заданный звук в ряду других звуков, слогов, слов;
учить определять, есть заданный звук в слове,
учить определять место звука в слове.
Игры и упражнения: «Поймай звук»
«Выбери картинку, в названии которой есть заданный
звук»
«Назови место звука в слове (начало, середина, конец)
«Назови первый звук в слове»
Пособия: карточки-символы звуков, условные обозначения гласных, согласных – твердые, глухие, твердые, мягкие; символы слова.
6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи: развивать умение детей определять последовательность, количество
звуков в слове;
определять место (по счету) звука в слове.
Игры и упражнения: «Назови первый, последний звук в слове»
«Назови гласные звуки в слове»
«Назови все звуки в слове»
«Составь из заданных звуков слово»
Литература:
Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1964.
Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. М. ,1995.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. Н., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, 2004.
Логопедия / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
moluch.ru/conf/ped/arc