Екатерина Жиркова
Этапы формирование цветовосприятия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы формирование цветовосприятия у дошкольников
Обучение изобразительному искусству невозможно без овладения средствами художественной выразительности, что закреплено в содержании основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Одним из важнейших средств художественной выразительности изобразительного искусства является цвет.
Темочки:
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Любая образовательная практика должна строиться на нормах и закономерностях психического развития человека в том или ином возраст-ном периоде. В соответствии с этим исследователями (ТС. Комарова, С. Е. Игнатьев) определены возрастные нормы восприятия детьми цвета, выделены три этапа развития цветовосприятия.
Первый этап — усвоение эталонной системы цветов. В этот период слово становится определяющим в формировании цветовых восприятий. Ребенок, усвоивший, что небо голубое, использует этот цвет в каждом сво-ем рисунке, вне зависимости от времени года, суток, ненастной или солнечной погоды. Это вносит некоторую шаблонность в детские рисунки. Кроме того, цвет краски, которая в наличии у ребенка, определяет общий колорит неба. У ребенка нет опыта смешения цветов для получения разнообразных оттенков.
На этом этапе дети не стремятся к разнообразному использованию цвета, их больше привлекает форма предмета. Поэтому одним из важных условий формирования чувства цвета является ведущая роль взрослого в познании особенностей применения цвета.
В первую очередь усваиваются наиболее часто встречающиеся цвета : красный, зеленый, желтый, синий и др. Такие названия, как серый, голубой, розовый, усваиваются позже, как правило, при более пристальном к ним внимании. Возникают первые цветовые предпочтения, ребенок получает «эстетическое наслаждение» от восприятия любимого цвета [2, с. 23].
Второй этап — разрушение цветовых стереотипов, понимание того, что цвет предмета зависит от условий: освещенности, положения в пространстве. Так, например, цвет неба может быть оранжевым в предзакатные часы, грязно-серым в пасмурную погоду.
Возрастные особенности цветоразличительных способностей проявляются в умении словесно обозначить цвет, в основном формируют-ся к младшему школьному возрасту. В процессе изобразительной деятельности у детей появляется более детальный анализ цвета, который развивается на основе широкого жизненного опыта, знаний элементарных основ цветоведения и поставленной педагогом задачи наблюдать и дифференцировать цвет натуры.
Третий этап связан с пониманием взаимосвязи цвета и характера изображаемого. Здесь цвет выступает именно в качестве средства ху-дожественной выразительности, помогающего вызвать то или иное художественное впечатление, эмоцию у зрителя. Осознанное владение этим навыком также формируется в процессе восприятия произведений искусства, обогащенного знаниями о символике, традициях, психологии восприятия цвета. Причем, дети интуитивно чувствуют «психологическую нагрузку» цвета, поскольку еще до овладения знаниями о символике цвета они его воспринимают неразрывно с кинестезическими проявлениями: легкий, нежный, теплый, холодный, тяжелый, струящийся и т. д. Это позволяет емко выражать свои намерения по отношению к изображаемо-му: добрый персонаж изображается, как правило, светлыми, пастельными или насыщенными цветами. Дальнейшее развитие цветовосприятия связано с выработкой собственного колористического языка, индивидуального подчерка, что выходит за рамки задач начального образования.
Данная система этапов логически обоснована и, казалось бы, должна соответствовать возрастным нормам развития ребенка, но на практике мы наблюдаем существенные расхождения в возрастных границах этапов. Названные этапы в большей степени связаны с условиями, в которых развивается ребенок: наличие опыта восприятия цвета в окружающей действительности, в произведениях изобразительного искусства и опыта собственной художественно-творческой деятельности, квалифицированная помощь педагога.
Помимо соответствия возрастным нормам, данные этапы отражают скорее качественную специфику развития цветовосприятия детей, основанную на актуализации многообразия смысловой сущности цвета.
Благополучный переход с этапа на этап не происходит без целенаправленной, систематической работы. Так, можно встретить даже взрослых людей, не имеющих опыта эмоционального отношения к цвету, рассматривающих цвет как окраску предметов, не наделяя его эмоциональным звучанием. Соответственно, живопись воспринимается ими только как некая информация об окружающем мире, не обогащенная нравственными, духовными, эстетическими смыслами.
Таким образом, для формирования навыков цветовосприятия у детей дошкольного возраста необходима системная работа в динамике от освоения дошкольниками цветовых эталонов через расширение у детей начальных классов представлений о цвете и совершенствования навыков владения цветом к познанию цвета как инструмента художника, способного выразить чувства, эмоции и свое отношение к изображаемому.