Оксана Махота
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапевтических отношений, с консолидацией личности ребенка и его постепенным переходом от хаотичного поведения к созданию более сложной творческой продукции; при этом происходит осознание ее психологического содержания и ее связи с внутриличностным и межличностным опытом ребенка.
Ребенок начинает активнее выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в творческой работе и в общении с психологом.
Публикация «Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности ребенка» размещена в разделах
В процессе творческой работы клиента происходит актуализация переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и текущего его опыта, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для ребенка весьма болезненной. Углубление и развитие отношений ребенка с психологом могут служить одним из факторов провокации, связанных с переносом чувств (например, чувства гнева, вины, утраты и др.). Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к психологу и возросшая структурированность поведения и творческой деятельности ребенка являются факторами удерживания всех этих переживаний и предупреждения их выплескивания в импульсивных или хаотичных действиях.
Один из факторов удерживания — символические образы. Удерживающая функция художественного образа наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком сложных и непонятных для ребенка чувствах. Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или возвращаясь к одной и той же теме или изображению, ребенок проецирует на них свои переживания. Эти переживания накапливаются в творческой продукции, словно в контейнере, и находятся в ней до тех пор, пока не начнут осмысляться ребенком и не будут включены им в более сложную систему значений, отражающую его внутренний мир и систему его отношений.
Осознание ребенком содержания его творческой продукции и ее связи с внутренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря его самостоятельной работе с образом и взаимодействию с ним (инсайт, независимо от интервенций психолога, однако чаще всего это становится возможным благодаря интерпретации и вербальной обратной связи.
Приемы работы арт-терапевта на данном этапе таковы :
1) обсуждения, направленные на прояснение скрытого смысла творческой продукции, высказываний и поведения ребенка. Как правило, воздерживаясь от собственных оценок, психолог использует вопросы, амплификации и метафоры для того, чтобы помочь ребенку как можно более полно раскрыть этот смысл;
2) некоторые вопросы могут быть направлены на прояснение смысла эмоциональных реакций или действий ребенка, вызванных его взаимодействием с психологом. Параллельно с этим психолог внимательно анализирует собственные реакции и переживания, затрагивающие его отношения с ребенком и его творческой продукцией, поскольку, с одной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в ребенке изменений, а с другой стороны, отражать собственные эмоциональные проблемы психолога;
3) различные виды игровой деятельности;
4) художественные описания изобразительной продукции;
5) элементы драмотерапевтической работы;
6) движение и танец;
7) работа с голосом.
На третьем этапе арт-терапевтического процесса происходят следующие изменения в отношении ребенка к своему творческому продукту.
1. Ребенок начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом.
2. Развивается способность ребенка к различению и осознанию особенностей создаваемой им творческой продукции, ее формы и содержания, а также ее связи с содержанием его внутреннего мира и с системой отношений.
3. Дети нередко способны испытывать чувство глубокого внутреннего удовлетворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им красивыми или могут кому-то понравиться (хотя это также может быть немаловажно, но потому, что в их форме и содержании они открывают для себя нечто важное и становятся более спонтанными, искренними и аутентичными в выражении посредством художественной экспрессии своих чувств, мыслей и потребностей.
4. Творческая продукция является для многих детей воплощением пережитого нового опыта и свидетельством новых возможностей, открытых в себе. Они начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения.
5. Один из признаков происходящих в ребенке изменений — более частое применение им так называемых символических образов.
На третьем этапе арт-терапевтического процесса в состоянии и поведении ребенка происходят следующие основные изменения:
1. Исчезает импульсивное, хаотичное поведение, связанное с «выплескиванием» чувств, и происходит переход клиента к творческой деятельности, связанной с созданием визуальных образов.
2. У ребенка развивается способность видеть заключенный в создаваемой им продукции смысл и выявлять ее связь с содержанием его внутреннего мира и системой отношений.
3. Ребенок получает удовлетворение от творческой деятельности и создаваемых им образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа.
4. Повышается самооценка ребенка, происходит развитие механизмов психологической защиты, и появляется но-вое восприятие им самого себя и собственных возможностей.
5. Ребенок использует новые формы поведения, художественной практики и взаимоотношений с психологом и получает на их основе новый опыт.
6. Происходит укрепление личных границ ребенка и его относительное дистанцирование от психолога, что проявляется, в частности, в его меньшем фокусировании на психотерапевтических отношениях и в большем — на творческой деятельности, себе и системе своих отношений.
Происходящие в ребенке на данном этапе арт-терапевтического процесса изменения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментированности — к интеграции, от зависимости — к самодостаточности.
Основные задачи психолога на данном этапе работы с ребенком заключаются в следующем:
1) поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, а также удержание четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения ребенком различных чувств, потребностей, мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;
2) структурирование и организация (в случае необходимости) деятельности клиента и привлечение его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;
3) фасилитация эмоциональной экспрессии ребенка;
4) дальнейший обмен с ребенком чувствами, ассоциациями, образами и идеями;
5) укрепление личных границ ребенка и фокусирование его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе.