МААМ-картинки

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности ребенка

Оксана Махота
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапевтических отношений, с консолидацией личности ребенка и его постепенным переходом от хаотичного поведения к созданию более сложной творческой продукции; при этом происходит осознание ее психологического содержания и ее связи с внутриличностным и межличностным опытом ребенка.

Ребенок начинает активнее выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в творческой работе и в общении с психологом.

Публикация «Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности ребенка» размещена в разделах

В процессе творческой работы клиента происходит актуализация переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и текущего его опыта, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для ребенка весьма болезненной. Углубление и развитие отношений ребенка с психологом могут служить одним из факторов провокации, связанных с переносом чувств (например, чувства гнева, вины, утраты и др.). Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к психологу и возросшая структурированность поведения и творческой деятельности ребенка являются факторами удерживания всех этих переживаний и предупреждения их выплескивания в импульсивных или хаотичных действиях.

Один из факторов удерживания — символические образы. Удерживающая функция художественного образа наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком сложных и непонятных для ребенка чувствах. Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или возвращаясь к одной и той же теме или изображению, ребенок проецирует на них свои переживания. Эти переживания накапливаются в творческой продукции, словно в контейнере, и находятся в ней до тех пор, пока не начнут осмысляться ребенком и не будут включены им в более сложную систему значений, отражающую его внутренний мир и систему его отношений.

Осознание ребенком содержания его творческой продукции и ее связи с внутренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря его самостоятельной работе с образом и взаимодействию с ним (инсайт, независимо от интервенций психолога, однако чаще всего это становится возможным благодаря интерпретации и вербальной обратной связи.

Приемы работы арт-терапевта на данном этапе таковы :

1) обсуждения, направленные на прояснение скрытого смысла творческой продукции, высказываний и поведения ребенка. Как правило, воздерживаясь от собственных оценок, психолог использует вопросы, амплификации и метафоры для того, чтобы помочь ребенку как можно более полно раскрыть этот смысл;

2) некоторые вопросы могут быть направлены на прояснение смысла эмоциональных реакций или действий ребенка, вызванных его взаимодействием с психологом. Параллельно с этим психолог внимательно анализирует собственные реакции и переживания, затрагивающие его отношения с ребенком и его творческой продукцией, поскольку, с одной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в ребенке изменений, а с другой стороны, отражать собственные эмоциональные проблемы психолога;

3) различные виды игровой деятельности;

4) художественные описания изобразительной продукции;

5) элементы драмотерапевтической работы;

6) движение и танец;

7) работа с голосом.

На третьем этапе арт-терапевтического процесса происходят следующие изменения в отношении ребенка к своему творческому продукту.

1. Ребенок начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом.

2. Развивается способность ребенка к различению и осознанию особенностей создаваемой им творческой продукции, ее формы и содержания, а также ее связи с содержанием его внутреннего мира и с системой отношений.

3. Дети нередко способны испытывать чувство глубокого внутреннего удовлетворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им красивыми или могут кому-то понравиться (хотя это также может быть немаловажно, но потому, что в их форме и содержании они открывают для себя нечто важное и становятся более спонтанными, искренними и аутентичными в выражении посредством художественной экспрессии своих чувств, мыслей и потребностей.

4. Творческая продукция является для многих детей воплощением пережитого нового опыта и свидетельством новых возможностей, открытых в себе. Они начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения.

5. Один из признаков происходящих в ребенке изменений — более частое применение им так называемых символических образов.

На третьем этапе арт-терапевтического процесса в состоянии и поведении ребенка происходят следующие основные изменения:

1. Исчезает импульсивное, хаотичное поведение, связанное с «выплескиванием» чувств, и происходит переход клиента к творческой деятельности, связанной с созданием визуальных образов.

2. У ребенка развивается способность видеть заключенный в создаваемой им продукции смысл и выявлять ее связь с содержанием его внутреннего мира и системой отношений.

3. Ребенок получает удовлетворение от творческой деятельности и создаваемых им образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа.

4. Повышается самооценка ребенка, происходит развитие механизмов психологической защиты, и появляется но-вое восприятие им самого себя и собственных возможностей.

5. Ребенок использует новые формы поведения, художественной практики и взаимоотношений с психологом и получает на их основе новый опыт.

6. Происходит укрепление личных границ ребенка и его относительное дистанцирование от психолога, что проявляется, в частности, в его меньшем фокусировании на психотерапевтических отношениях и в большем — на творческой деятельности, себе и системе своих отношений.

Происходящие в ребенке на данном этапе арт-терапевтического процесса изменения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментированности — к интеграции, от зависимости — к самодостаточности.

Основные задачи психолога на данном этапе работы с ребенком заключаются в следующем:

1) поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, а также удержание четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения ребенком различных чувств, потребностей, мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;

2) структурирование и организация (в случае необходимости) деятельности клиента и привлечение его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;

3) фасилитация эмоциональной экспрессии ребенка;

4) дальнейший обмен с ребенком чувствами, ассоциациями, образами и идеями;

5) укрепление личных границ ребенка и фокусирование его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Конспект НОД по продуктивной деятельности «Самолёты» Тема: «Самолёты» Возрастная группа: вторая младшая Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Самолёты».

Конспект совместной творческой работы «Зонтик» с детьми раннего развитияКонспект совместной творческой работы «Зонтик» с детьми раннего развития Конспект совместной творческой работы с детьми раннего развития "Зонтик" Цель: формировать у детей познавательный.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности ребенка
Опубликовано: 22 октября 2022 в 18:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Махота в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД