Шляндина Маргарита
Этап дифференциации звуков
▼ Скачать +Заказ
Дифференциация звуков – это процесс, направленный на совершенствование умения отличать определенный звук от схожих по звучанию или способу и месту образования.
Логопедическая работа, направленная на постепенную дифференциацию звуков по моторным и акустическим признакам, строится в определенной последовательности:
1. Дифференциация изолированных звуков.
Работа чаще проводится с использованием картинок-символов.
Публикация «Этап дифференциации звуков» размещена в разделах
Например, при различении звуков «с» и «ш» по моторным признакам поочерёдно уточняется, а затем сравнивается артикуляция обоих звуков (положение губ, языка, качество воздушной струи).
Работы с картинками-символами при дифференциации звуков по моторным признакам могут быть следующими:
1. Не называя картинку, ребёнок называет звук «с» или «ш».
2. Не называя звук, ребёнок определяет положения языка (вверху или внизу).
3. Ребёнку предлагают вперемешку картинки, содержащие звуки «с» и «ш» («шуба», «стул», «коса»); ребёнок выполняет первый или второй вариант работы.
При различении звуков по акустическим признакам логопед произносит звуки «с» или «ш», ребёнок поднимает соответствующую картинку-символ.
2. Дифференциация звуков в слогах.
Для повторения используют ряды слогов со смешиваемыми звуками. Количество слогов в ряду может быть от 2х до 5ти. Соотношение различемых звуков в слоговых рядах может быть совершенно разным.
Для дифференциации в произношении звуков «л» и «р» могут быть последовательно использованы следующие ряды слогов:
1. Ла-ра (ло-ро; лу-ру; лы-ры).
2. Ал-ар (ол-ор; ул-ур; ыл_ыр).
3. Ала-ара (оло-оро и др.).
4. Ла-ра-ра.
5. Ра-ла-ла.
6. Ла-ла-ра.
7. Ра-ал-ра.
8. Лул-рур.
9. Ра-лу-ол-ры и т. д.
При устранении нарушений звукопроизношения, работе над различением звуков в слогах следует уделить большое внимание: упражнения по различению в произношении пар и рядов слогов с близкими артикуляционно или акустически звуками эффективный приём для профилактики дисграфии.
3. Дифференциация смешиваемых звуков в словах.
При дифференциации звуков в словах по акустическим признакам логопед произносит слово или называет картинку, а ребёнок показывает символ.
При дифференциации звуков в словах по моторным признакам ребёнок раскладывает картинки в две стопки, называя их.
Для дифференциации предлагают пары, ряды слов, содержащие дифференцируемые звуки. В логопедической работе на данном этапе используются слова-паронимы, отличающиеся одним из звуков («мишка»-«миска»); позже – слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука («железо», «зажигалка»); применяют задания по обучению звуковому анализу на материале слов с дифференцируемыми звуками : на поиск слов, содержащих дифференцируемые звуки.
4. Дифференциация звуков в предложениях.
Предложения повторяются ребёнком вслед за логопедом; составляются с опорой на вопрос логопеда, с опорой на сюжетную или предметную картинку. Количество слов в предложении с дифференцируемыми звуками, структура предложения и слов в нём усложняется постепенно.
Значительная роль на этапе дифференциации звуков отводится развитию фонематического анализа и синтеза.
Одновременно дифференцируют не более двух звуков. Если в дифференциации нуждаются все звуки определённой фонетической группы (все свистящие звуки, их объединяют попарно.