Анна Бердникова
Эссэ «Хорошие учителя создают хороших учеников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хорошие учителя создают хороших учеников.»
(М. Остроградский)
Будучи еще ребенком, я всегда отдавала предпочтение игре в «школу», в которой, разумеется, была учителем. Я вела журналы занятий, расчерчивала странички и записывала в классы учеников. Зачастую ими были соседские ребята, а иногда - куклы и медвежата. Видя мой интерес к этой игре, папа соорудил учебную доску, которая задвигалась за шкаф и выдвигалась при необходимости. Я заводила своим ученикам тетрадки, записывала в них задания, а потом красной ручкой проверяла их выполнение. Я всегда чувствовала стремление поделиться в то время еще не очень богатыми знаниями. Уже тогда, мне хотелось сделать это необычно, так, чтобы и в дальнейшем «учителем» выбирали меня, зная, что игра будет интересной и познавательной. Конечно, «уча» во дворе соседских мальчишек и девчонок у меня в голове еще не возникали вопросы, каким должен быть хороший учитель? Какими чертами характера должен он обладать, какими методиками и приемами пользоваться, какие технологии он должен использовать на своем занятии? Все эти вопросы посещают любого учителя. Эти же вопросы теперь постоянно задаю себе я. Как стать совершенным педагогом?
Темочки:
Понятие, каким же должен быть идеальный учитель, стало формироваться у меня еще в начальной школе. Тогда учеба была спокойной и размеренной, по классической методике, пока однажды к нам не пришли молодые, активные практиканты, которые стали проводить уроки с использованием игровых моментов, устраивали тематические праздники и игры. Именно тогда я поняла, каким бы учителем хотела стать. Я осознала, что, в первую очередь, учитель - это друг, товарищ, которому можно рассказать о своих переживаниях, попросить совета в трудной жизненной ситуации. Это защитник, опекун своих воспитанников, это образец для подражания, профессионал, развивающий в своих учениках стремление к знаниям.
Так, со временем игра переросла в нечто большее, чем просто детские забавы. Поэтому, когда пришло время выбирать высшее учебное заведение, я отправилась в Воронежский Государственный Педагогический университет поступать на отделение «Учитель начальных классов». Занятия были интересными, захватывающими, иногда даже забавными. Мы с одногруппниками прорабатывали фрагменты уроков и мероприятий. Как в детстве кто-то был педагогом, а остальные учениками. Потом началась практика, сначала летняя в оздоровительных детских лагерях, затем первая в школе. И вот здесь-то я и столкнулась с детьми с дефектами звукопроизношения. Их часто передразнивали, одноклассники не всегда понимали их, учителя снижали оценки из-за невнятной речи. Мне очень захотелось помочь этим детям освоить трудные звуки, повысить их самооценку, помочь найти новых друзей, не чувствовать дискомфорт при общении со сверстниками и взрослыми, помочь в дальнейшем всестороннем и полноценном развитии. Эта мысль прочно засела в моей голове, и я отправилась получать второе образование по специальности учитель-логопед. Проработав в школе около 5 лет учителем начальных классов и учителем-логопедом, я, глядя на свою маленькую дочь, поняла, что работать мне хочется с детьми младшего возраста, что помощь им нужна в более раннем возрасте.
Так и началась моя педагогическая деятельность в МБДОУ №67 «Буратино» Мытищи. Спустя 4 года, я иду по коридору и ловлю взгляды моих ребят, таких похожих и одновременно таких разных. Они отзывчивые и добрые, с удивительными глазами, ловящими каждое моё движение. Они слушают каждое моё слово, копируют мою интонацию. Есть еще испуганные и равнодушные, тихие и замкнутые, но и они когда-нибудь захотят пообщаться, рассказать о своих любимых игрушках, книжках и мультфильмах. Артем сегодня опять расскажет о том, как мило ему улыбается его маленькая сестренка, а София после каждого упражнения или задания будет переспрашивать: «У меня хорошо получается? - Конечно, ты умница!». Вот Максим – сама скромность, ни слова не скажет на отвлеченную тему. И только в конце занятия радостная улыбка и сияющие глаза в ответ на слова: «Максим, ты молодец!». Затем придет Арсен, за ним - Маша и многие другие ребята. Я не считала количество детей, которым помогала, но, поверьте, так приятно слышать от них: «Почему вы меня никогда не берете? Возьмите меня на занятие». Каждый из них требует определенного, индивидуального, креативного, творческого подхода. Видя их ожидающие чуда глаза, я понимаю, что мне нельзя их разочаровать. Мне хочется подобрать ключик к их сердцу, заинтересовать ребенка. Только так можно вызвать интерес к занятию. Все это способствует тому, что я постоянно ищу новое, стараюсь обучаться свежим методикам, осваиваю современные технологии, изготавливаю дидактические материалы. В награду же я получаю их радостное, коротенькое приветствие, теплые объятия, улыбки, горящие от счастья глаза, что заставляет забыть обо всех трудностях, пробуждает во мне силы и огромное желание сделать так, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, но и разжигались, становились все сильнее и ярче. Сложности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск в глазах детей. Я готова свернуть горы, отбросить свое плохое настроение и идти вперед.
«Если кто-то и верит, несмотря ни на что, то это дети. Если кто-то и смотрит на взрослых глазами, полными надежды, и кладет свою ладошку в нашу руку – это дети. Если кто и любит нас беззаветно – это они. И вот почему мы никому не должны так много, как нашим детям». Не знаю, кто сказал эти слова, но они запали мне в душу и всегда помогают мне в моей работе. Они помогают двигаться вперед, вкладывать частичку своей души в каждое занятие.
Иногда меня спрашивают, сколько длится мой рабочий день. Я не преувеличу, если скажу, что работаю всегда. Во время совещания, обеда и прогулки, во время игры с дочкой и сыном, по дороге на работу и обратно. Даже во сне меня посещают образы, идеи, дидактические игры, а то и почти готовые занятия. Значит и тогда продолжается мой рабочий день. Я понимаю, что от результата моего труда, а, скорее всего, от безграничной любви к своей профессии, зависит успех моих учеников. Ведь хороший учитель, хороший логопед – это, прежде всего, профессионал. Только у такого педагога действительно интересно на занятии, потому что он круглосуточно думает об уроках.
Хорошо охарактеризовал учителя Л. Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Каждый раз, вчитываясь в его слова, я еще раз убеждаюсь, что именно таким совершенным педагогом я хочу стать, и каждый день я стремлюсь к этому совершенству вместе с моими учениками.