Анна Бердникова
Эссэ «Хорошие учителя создают хороших учеников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хорошие учителя создают хороших учеников.»
(М. Остроградский)
Будучи еще ребенком, я всегда отдавала предпочтение игре в «школу», в которой, разумеется, была учителем. Я вела журналы занятий, расчерчивала странички и записывала в классы учеников. Зачастую ими были соседские ребята, а иногда - куклы и медвежата. Видя мой интерес к этой игре, папа соорудил учебную доску, которая задвигалась за шкаф и выдвигалась при необходимости. Я заводила своим ученикам тетрадки, записывала в них задания, а потом красной ручкой проверяла их выполнение. Я всегда чувствовала стремление поделиться в то время еще не очень богатыми знаниями. Уже тогда, мне хотелось сделать это необычно, так, чтобы и в дальнейшем «учителем» выбирали меня, зная, что игра будет интересной и познавательной. Конечно, «уча» во дворе соседских мальчишек и девчонок у меня в голове еще не возникали вопросы, каким должен быть хороший учитель? Какими чертами характера должен он обладать, какими методиками и приемами пользоваться, какие технологии он должен использовать на своем занятии? Все эти вопросы посещают любого учителя. Эти же вопросы теперь постоянно задаю себе я. Как стать совершенным педагогом?
Публикация «Эссэ „Хорошие учителя создают хороших учеников“» размещена в разделах
Понятие, каким же должен быть идеальный учитель, стало формироваться у меня еще в начальной школе. Тогда учеба была спокойной и размеренной, по классической методике, пока однажды к нам не пришли молодые, активные практиканты, которые стали проводить уроки с использованием игровых моментов, устраивали тематические праздники и игры. Именно тогда я поняла, каким бы учителем хотела стать. Я осознала, что, в первую очередь, учитель - это друг, товарищ, которому можно рассказать о своих переживаниях, попросить совета в трудной жизненной ситуации. Это защитник, опекун своих воспитанников, это образец для подражания, профессионал, развивающий в своих учениках стремление к знаниям.
Так, со временем игра переросла в нечто большее, чем просто детские забавы. Поэтому, когда пришло время выбирать высшее учебное заведение, я отправилась в Воронежский Государственный Педагогический университет поступать на отделение «Учитель начальных классов». Занятия были интересными, захватывающими, иногда даже забавными. Мы с одногруппниками прорабатывали фрагменты уроков и мероприятий. Как в детстве кто-то был педагогом, а остальные учениками. Потом началась практика, сначала летняя в оздоровительных детских лагерях, затем первая в школе. И вот здесь-то я и столкнулась с детьми с дефектами звукопроизношения. Их часто передразнивали, одноклассники не всегда понимали их, учителя снижали оценки из-за невнятной речи. Мне очень захотелось помочь этим детям освоить трудные звуки, повысить их самооценку, помочь найти новых друзей, не чувствовать дискомфорт при общении со сверстниками и взрослыми, помочь в дальнейшем всестороннем и полноценном развитии. Эта мысль прочно засела в моей голове, и я отправилась получать второе образование по специальности учитель-логопед. Проработав в школе около 5 лет учителем начальных классов и учителем-логопедом, я, глядя на свою маленькую дочь, поняла, что работать мне хочется с детьми младшего возраста, что помощь им нужна в более раннем возрасте.
Так и началась моя педагогическая деятельность в МБДОУ №67 «Буратино» Мытищи. Спустя 4 года, я иду по коридору и ловлю взгляды моих ребят, таких похожих и одновременно таких разных. Они отзывчивые и добрые, с удивительными глазами, ловящими каждое моё движение. Они слушают каждое моё слово, копируют мою интонацию. Есть еще испуганные и равнодушные, тихие и замкнутые, но и они когда-нибудь захотят пообщаться, рассказать о своих любимых игрушках, книжках и мультфильмах. Артем сегодня опять расскажет о том, как мило ему улыбается его маленькая сестренка, а София после каждого упражнения или задания будет переспрашивать: «У меня хорошо получается? - Конечно, ты умница!». Вот Максим – сама скромность, ни слова не скажет на отвлеченную тему. И только в конце занятия радостная улыбка и сияющие глаза в ответ на слова: «Максим, ты молодец!». Затем придет Арсен, за ним - Маша и многие другие ребята. Я не считала количество детей, которым помогала, но, поверьте, так приятно слышать от них: «Почему вы меня никогда не берете? Возьмите меня на занятие». Каждый из них требует определенного, индивидуального, креативного, творческого подхода. Видя их ожидающие чуда глаза, я понимаю, что мне нельзя их разочаровать. Мне хочется подобрать ключик к их сердцу, заинтересовать ребенка. Только так можно вызвать интерес к занятию. Все это способствует тому, что я постоянно ищу новое, стараюсь обучаться свежим методикам, осваиваю современные технологии, изготавливаю дидактические материалы. В награду же я получаю их радостное, коротенькое приветствие, теплые объятия, улыбки, горящие от счастья глаза, что заставляет забыть обо всех трудностях, пробуждает во мне силы и огромное желание сделать так, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, но и разжигались, становились все сильнее и ярче. Сложности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск в глазах детей. Я готова свернуть горы, отбросить свое плохое настроение и идти вперед.
«Если кто-то и верит, несмотря ни на что, то это дети. Если кто-то и смотрит на взрослых глазами, полными надежды, и кладет свою ладошку в нашу руку – это дети. Если кто и любит нас беззаветно – это они. И вот почему мы никому не должны так много, как нашим детям». Не знаю, кто сказал эти слова, но они запали мне в душу и всегда помогают мне в моей работе. Они помогают двигаться вперед, вкладывать частичку своей души в каждое занятие.
Иногда меня спрашивают, сколько длится мой рабочий день. Я не преувеличу, если скажу, что работаю всегда. Во время совещания, обеда и прогулки, во время игры с дочкой и сыном, по дороге на работу и обратно. Даже во сне меня посещают образы, идеи, дидактические игры, а то и почти готовые занятия. Значит и тогда продолжается мой рабочий день. Я понимаю, что от результата моего труда, а, скорее всего, от безграничной любви к своей профессии, зависит успех моих учеников. Ведь хороший учитель, хороший логопед – это, прежде всего, профессионал. Только у такого педагога действительно интересно на занятии, потому что он круглосуточно думает об уроках.
Хорошо охарактеризовал учителя Л. Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Каждый раз, вчитываясь в его слова, я еще раз убеждаюсь, что именно таким совершенным педагогом я хочу стать, и каждый день я стремлюсь к этому совершенству вместе с моими учениками.