Светлана Шамбарова
Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6–8 лет в условиях художественно-творческого процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 6 имени Героя Советского Союза А. В. Новикова
города Новокуйбышевска г. о. Новокуйбышевск Самарской области.
Структурное подразделение детский сад «Бабочка»
Шамбарова Светлана Евгеньевна
Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности
у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса.
Мастерская «Музыка и живопись»
I. Пояснительная записка.
Актуальность
Публикация «Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6–8 лет в условиях художественно-творческого процесса» размещена в разделах
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности, подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Одаренность – это способности, позволяющие достичь сверхнормативных результатов в каком-либо виде деятельности. Одаренности «просто так» не существует: она должна реализовываться в какой-нибудь сфере.
Одаренность и способности проявляются в детстве. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем – к рисованию. Вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды. Согласно ФГОС ДО одна из главных задач дошкольного образования: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром».
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.
На мой взгляд, решить эту задачу можно, познакомив детей с интереснейшим видом живописи У- син. Уникальность этой техники – в ее простоте. Даже если у ребенка совсем нет навыков рисования, после первого же занятия он создает картины, используя всего несколько приемов движений кистью. На первом этапе обучения ребёнок создает мазки только с помощью движений рукой. Второй этап связан с включением в процесс рисования корпуса, на третьем этапе создание картины превращается в полноценный танец. На последнем этапе для ребёнка, практикующего живопись у-син, важно чувствовать тонкие аспекты движения. Процесс увеличения чувствительности связан с преодолением скованности и ограниченности в движениях. Известным фактом является то, что психологические проблемы человека неразрывно связаны с физическими зажимами. Поэтому можно сказать, что картина у-син является своеобразной разновидностью телесно ориентированной психотерапии.
Еще одно преимущество это - результат. Здесь нет, не получившихся картин. Следующий плюс - доступность. Можно рисовать на чем угодно и чем угодно.
Свобода творчества, которая рождается при создании картин - это развитие способностей ребенка в восприятии окружающего мира, воплощению образов в художественном произведении, это свобода движений и владение своим телом. Взаимосвязь с областью «Музыка» дает возможность перенести движения кисти на движения тела под музыкальное сопровождение.
Целью разработанной модели является : познакомить с техникой живописи У-син в тесной взаимосвязи с музыкой. Задачи модели :
1. Показать взаимосвязь пяти основных движений кисти и движений тела («син» - в переводе с китайского – движение)
2. Формировать умение создавать композиции от лица автора, используя пять движений кисти (земля, металл, огонь, вода, дерево)
3. Формировать умение концентрироваться не наконечном результате, а на процессе создания чего-то нового.
Конструкция модели :
Теоретико-методологический блок (составлен в соответствии с «Рабочей концепцией одаренности» (речь идет о творческой одаренности)
Техника живописи У- син полностью соответствует принципам обучения.
— Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Обучение живописи способствует не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию (знакомит с культурой другой страны, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
— Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс обучения более полно учитывают индивидуальные и типологические особенности учащихся. Каждый рисунок – уникальное творение автора. Огромное количество вариантов нанесения мазков дает возможность сделать работу только так как ты задумал. Нет эталонов и правил в вариациях. Нет «неправильных» или «испорченных» работ.
— Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип полностью соответствует содержанию образования и методам обучения живописи - специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, что позволяет избежать отрицательных последствий, учитывая более высокие возможности детей. Разработка четких градиентов исключает завышение уровней трудности обучения.
На занятиях по приобщению детей к данному виду живописи решается особо важная задача обучения одаренных детей - поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.
Ориентиры результатов прохождения данной модели – это успешный, то есть свободный в движении и творчестве воспитанник, умеющий спокойно и уверенно выражать свое отношение к миру с помощью музыки и живописи.
Содержательно-технологический блок
1этап. Знакомство с историей У-син живописи и ее основными движениями.
2этап. Практическое воплощение движений с музыкальным сопровождением и сухой кистью без краски.
3этап. Практическое воплощение мазков на разных типах бумаги, различными кистями и красками (в том числе тушью).
4этап. Свободное творчество (создание художественных произведений от лица автора с использованием пяти основных движений У-син)
Используемые диагностические методики:
• Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой.
• Методика «Искусство+» (Л. Ю. Калинина, Д. В. Иванов)
Результативно-оценочный блок
Основным показателем одаренности, скорее всего, будет:
- высокий уровень выполнения художественной деятельности. Это значит, что ребенок быстро и успешно осваивал, изобретал новые способы деятельности, выдвигал новые цели, которые вели к созданию нового продукта.
Также, если в процессе работы создалось единство «могу» и «хочу» и ребенок осознал, что он узнал что-то новое и знает, как правильно это делать, то есть применять в рисунке мазки и с помощью этого передавать какую то идею. Если он овладел специфическими способами деятельности, свойственными только ему и смог создать неповторимый продукт.
В связи с этим методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, и разработанных четких градиентов по степени сложности.
В целом, в обучении одаренных эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.
II. Планируемые результаты модели :
- Создание банка данных детей с предпосылками творческой одаренности.
- Формирование банка разработанных пошаговых градиентов создания композиции по возрастам.
- Формирование аудиотеки для второго этапа модуля.
- Формирование банка работ воспитанников.
III. Средства оценивания результатов модели.
1. Диагностический инструментарий по выявлению одаренности у детей 6-8 лет включает :
Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой.
Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх бальной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется среднее арифметическое для каждого испытуемого.
Методика «Искусство+» (Л. Ю. Калинина, Д. В. Иванов)
Методика предлагает детям выполнить задания-субтесты. Педагог замечает и фиксирует конкретные факты «одаренного» поведения ребенка. Диагностическая процедура направлена на выявление одаренности ребенка посредством наблюдения за его действиями в процессе выполнения субтестов. Внешне ребенок демонстрирует одаренность в действиях, отражающих его мысли, эмоции, понимание смысла воспринимаемого, в т. ч. арт-объектов, созданных современными авторами.
IV. Материально-техническое обеспечение модели.
Обогащенная образовательная среда («арт-мастерская») включает:
- аудиотека (музыкальные отрывки)
- фотоальбом готовых работ (из журналов, интернета и т. д.)
- кисти различной плотности, ширины и качества щетины. А также специальные кисти для живописи У-син.
- бумага различного качества (для письма, для ксерокса, рисовая бумага, для черчения, для акварели и т. п.)
- краски (гуашь, масляные, тушь разных оттенков и цветов)
V. Результат диагностирования
Пользуясь данными опросника А. А. Лосевой и методикой «Искусство+» можно сказать, что обучающемуся 1 легче всего работать в сфере художественных достижений, а также - в интеллектуальной сфере и творчестве.
Предлагаемые характеристики интересов могут помочь в анализе поведения ребенка, его умственного и физического развития. Необходимо отметить, что преобладание интересов и наивысшие баллы в той или иной сфере деятельности по методике А. А. Лосевой не обозначают, что развивать следует только данную сферу. Результаты диагностики носят лишь рекомендательный характер и, возможно, стоит обратить внимание на низкий балл, чтобы привлечь внимание к той сфере деятельности, которую можно развить, «подтянуть» знания и помочь ребенку быть более успешным.
Нужно также иметь в виду, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одарённость любого ребёнка. Заключение о наличии одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.
Приложение 1.
Результаты диагностирования по опроснику А. А. Лосевой воспитанника 1.
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность. 4
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 4
3. Устойчивость внимания. 5
4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 4
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. 4
6. Богатство активного словаря. 5
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 5
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 4
9. Развитость творческого мышления и воображения. 5
10. Владение основными компонентами умения учиться. 5
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. 4
12. Возможность предвосхищения результата деятельности. 5
Итого: 4,5 балла
II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур. 4
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям. 4
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 5
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. 4
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 4
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два. 3
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 4
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной. 3
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 3
10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 4
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 4
12. Любит обсуждать научные события, изобретения. Часто задумывается об этом. 3
Итого: 3,75 балла
III. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 4
2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 5
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 5
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 5
5. Любит рисовать. 5
6. Проявляет тонкое чувство юмора. 4
7. Не боится быть таким, как все. 4
8. Склонен к фантазиям, к игре. 5
Итого: 4,6 балла
IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 3
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 4
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 4
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 4
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. 5
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 4
7. Любит писать рассказы или статьи. 4
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. 3
Итого: 3,9 балла
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 3
2. Интересуется актерской игрой. 3
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. 4
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. 3
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 3
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. 3
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 4
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. 4
Итого: 3,4 балла
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 4
2. Хорошо поет. 4
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 3
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 4
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 4
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 4
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 3
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 4
Итого: 3,8 балла
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. 5
2. Интересуется механизмами и машинами. 3
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. 3
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 2
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. 2
6. Любит рисовать чертежи механизмов. 3
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. 2
Итого: 2,9 балла
VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики. 4
2. Развитая двигательно-моторная координация. 4
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 4
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 4
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 4
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.). 4
Итого: 4 балла
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 5
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 5
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 5
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 4
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события, составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.). 5
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 5
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). 5
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 4
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 4
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. 4
Итого: 4.6 балла
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 4
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен. 5
3. Высокая общительность с окружающими. 5
4. Стремится к доминированию среди сверстников. 4
5. Сверстники обращаются за советом 4
Итого: 4,4 балла
Приложение 2.
Диагностическая карта методики «Искусство+»(Л. Ю. Калинина,
Д. В. Иванов)
Шифр обучающегося: 1
Возраст (6 лет)
Образовательный модуль Арт – мастерская «Музыка и живопись»
Форма занятия (подчеркнуть) : а) групповое; б) индивидуальное
Первый субтест – «Мелодия чисел»
Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) 2
Уровень проявления математической одаренности (от 0 до 3 баллов) 2
«Дуовекторная» музыкально-математическая одаренность 2
Проявилась обоснованность выбора материала для творческой деятельности замыслом ребенка (подчеркнуть) : да, нет
Создан художественный образ, содержание которого совпадает с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть) : да, нет.
Второй субтест – «Живой орнамент»
Уровень проявления одаренности :
– в области изобразительного искусства (от 0 до 3 баллов) 3
– спортивной (от 0 до 3 баллов) 2
Дуовекторная одаренность (от 0 до 3 баллов) 2
Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть) : да, нет
Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть) : да, нет
Третий субтест – «Сигналы с другой планеты».
Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) 0
Уровень проявления лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) 0
Уровень проявления «дуовекторной» музыкально-лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) 0
Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть) : да, нет
Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть) : да, нет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Наличие у ребенка достижений (количество дипломов, грамот, побед на соревнованиях разного уровня) :
в музыке: 1 диплом
в математике: 0
в изобразительном искусстве: 3 диплома
в спорте: 1 грамота
в изучении русского и иностранных языков: 0