Крылова Ксения
Эссе «Значение и последствия занятий музыкальной направленности для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе "Значение и последствия занятий музыкальной направленности для детей"
Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов). [/i]
Музыка занимает особое место в воспитании детей. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Музыка оказывает положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.
Публикация «Эссе „Значение и последствия занятий музыкальной направленности для детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Средствами музыки происходит становление социально – нравственной стороны будущей личности. Музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что в нем происходит и в самом человеке. Формирует эмоциональную сферу человека, прежде всего ребенка. Ранние эмоциональные впечатления запоминаются порой на всю жизнь.
Основы музыкальной культуры дошкольников закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, но огромную роль играет и семья. Очень часто, родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает устанавливать контакт между взрослым и ребенком.
Именно музыка способна открывать все глубины человеческой души и духовности, наполнять эти уголки, делать человека счастливым независимо от наличия материальных благ. Музыка — неотъемлемая часть в жизни каждого человека, и поэтому она является мощнейшим средством воздействия на человека — его душевное состояние, настроение, чувства. И оттого, кстати, какую именно музыку начинает слушать новорожденный ребёнок, зависит то, какая энергетика формируется вокруг него — положительная светлая или отрицательная темная.
Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами», - так писал выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский.
Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется на музыкальных занятиях. Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности.
В период от рождения до школы ребёнок соприкасается с музыкой через простейшие практические навыки во всех видах музыкальной деятельности. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные проявления детского музыкального творчества, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.
Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста. Строить музыкальные занятия так, чтобы ребенок в доступной форме, в полном объеме получил необходимые знания, музыкального образования, вызывая интерес каждого ребенка. Качественно спланированные занятия учат детей слышать и слушать, двигаться, красиво говорить, чувствовать себя уверенно и много других положительных качеств.
На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса. Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять радость детям. Это главное условие их музыкального развития. Только при этом условии можно «зажечь» ребенка на всю жизнь любовью и интересом к музыке, сформировать потребность в ней, успешно развивать музыкальные способности.
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса; способствуют становлению характера, норм поведения; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, формируют нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Детство является периодом, наиболее благоприятным, сензитивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.