Оксана Боровкова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
На тему «Моя педагогическая философия»
Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
Мир взрослых называют детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название учреждение дошкольного образования – «детский сад»? В детский сад родители с трепетом и волнением отдают своих драгоценных детей, преодолевая немалые «моральные» трудности, появляющиеся в силу осознания того, что на развитие ребенка влияют новые условия и новые люди. Детский сад – это, прежде всего, воспитатель. От него зависит настроение ребенка, его успехи, его здоровье.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Искренне считаю, что профессия воспитателя дошкольного учреждения очень творческая, почетная и сложная. Работать с людьми всегда трудно, а в работе с детьми нужно иметь немалую выдержку и терпение, обладать различными умениями, много знать. Процесс общения с детьми может приносить огромное удовольствие профессионалу. Воспитатель выполняет несколько ролей: мамы, друга, наставника, - для этого ему нужно быть знатоком своего дела. Только тогда процесс общения с детьми доставляет удовольствие. Воспитатель – это первый после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом.
Дети в группе разные: шумные, тихие, задиристые, обидчивые. Только от воспитателя зависит, будут ли дети ему доверять. Чтобы стать первым «чужим» взрослым в жизни ребенка, открывающим ему путь в сложный мир человеческих взаимоотношений, нужно быть открытым к взаимодействию с детьми и их родителями, уметь делиться знаниями и умениями, обоснованно используя различные педагогические технологии.
Каждый год я задаю себе одни и те же вопросы. Смогу ли я войти во взаимодействие с ребенком без предрассудков и предвзятых оценок? Смогу ли я принять детей такими, какие они есть? Смогу ли я обнаружить в каждом воспитаннике уникальную личность? Смогу ли я помочь своим ребятам сохранить живой интерес к окружающему миру, любопытство по отношению к самим себе, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек, желание познавать? И, наконец, в достаточной ли степени я сама являюсь творческим человеком, который сможет для детей быть примером, который сможет вести за собой в мир открытий. Эти вопросы заставляют меня искать, придумывать, творить. Именно они являются двигателем моей педагогической деятельности, определяют мою педагогическую стратегию и тактику. Думаю, что именно поиск нового в содержании и формах дошкольного образования приводит к устойчивой положительной динамике в развитии детей моей группы: а именно: укрепление их здоровья, развитие физических, развитие социально-личностных, интеллектуальных качеств. Зная о влиянии речи на все стороны развития ребенка, много влияния уделяю на обогащение словаря воспитанников. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связанна со всей образовательной работой, обогащения словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план общество выдвигает цели развития личности воспитанника. И я согласна с этим. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли он «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? Полагаю, что мобильность, креативность личности воспитанника обеспечиваются, если образовательный процесс в ДОУ строится на основе субъект – субъектного взаимодействия с детьми и их родителями. Данная модель взаимодействия требует от меня развитой педагогической рефлексии. Я делаю выводы, осмысливаю свой профессиональный опыт и стремлюсь не только адекватно его оценивать, но и совершенствовать, доводя до уровня высшего мастерства. При этом я использую различные формы работы взаимодействия с родителями и коллегами: брифинги, открытые занятия, консультирование родителей, индивидуальные беседы. Провожу работу по вовлечению родителей в организацию развлечений и досуга детей, анализирую, как родители «считывают» предлагаемую им информацию, чтобы обеспечить результативность в педагогическом просвещении родителей.
Содержание образовательной деятельности во многом основывается на желании детей, определяется условиями их развития. Чтобы учить детей, нужно уметь учиться самому. Поэтому я постоянно занимаюсь повышением квалификации, обучаясь на специальных курсах, включаясь в различные научные мероприятия. Известно, что только высокий уровень профессионализма предполагает определенную долю импровизации, возможность варьировании содержания, форм и методов обучения.
Каждому ребенку дан бесценный дар – творить. Ведь недаром великие педагоги прошлого верили, что стоит только создать условия и талант обязательно проявится. Особенно важно, чтобы это произошло как можно раньше. Я стараюсь увидеть в каждом ребенке маленького творца: будь это скульптор, поэт, редактор, художник или кто-то другой, - поддерживая его творения и помогая родителям увидеть ценность детского творчества.
Как же много надо дать ребенку, чтобы пройти с ним весь трудный, тернистый, но такой важный путь дошкольного детства, какой багаж знаний и опыта нужен воспитателю.
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, все понимающем и принимающем мире детства. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя. Когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг, ловящих каждое мое слово, мой взгляд и жест.