Екатерина Белякова
Эссе «Роль театра в развитии дошкольников»
"Театр - это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного
мира детей. "
(Б. М. Теплов.)
Вспомним слова великого русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского: «Без детей нельзя было бы так любить человечество». Значит и деятельность воспитателя, которому родители каждый день доверяют самое ценное – своих детей, должна быть почетной и ответственной. В этой профессии сочетаются талант, вдохновение, творчество и глубокие знания.
Публикация «Эссе „Роль театра в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
С самого первого дня своей работы в детском саду я понимала, что каждый ребенок, пришедший в мою группу, талантлив и индивидуален. Каждый день, на время заменяя ребенку маму, я помню, что на мне лежит огромная ответственность. Нужно не только оберегать жизнь и здоровье моих подопечных, но и постоянно даровать им знания, помогать раскрыть собственное «Я».
Работа с дошкольниками – самая благодарная. Это именно тот детский возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш, доверяющий своему педагогу, поймет то, чему его стараются научить. Воспитателю же предстоит постоянно пополнять собственные знания и думать о том, что он еще сможет сделать для детей, чтобы еще больше помочь им раскрыться.
Для развития эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы театрализованная деятельность носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги обеспечить ему свободу действий. Кроме того, при создании инсценировки или использовании готового художественного произведения для спектакля или кукольного представления важно помнить о том, что дети должны действовать в одинаковых или равноценных ролях, независимо от их способностей, но с правом выбора образа, характера героя. Например, в сказке «Теремок», у одного ребенка медведь может быть злым, у другого – неуклюжим.
Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а, значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Мои наблюдения и большой опыт экспериментальной работы показали, что наградой для детей является торжественное представление мной каждого ребенка зрителям индивидуально, как главного действующего лица спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Я говорю: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Мирослава Жукова…» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.
Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира.
Работая с детьми, я не преследую цель воспитать профессиональных артистов. Но кем бы мои воспитанники ни были в будущем, я верю, что они станут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда. А главная моя награда за труд – это чистые, как родник, детские глаза, полные любви и доверия, обращенные ко мне.