Елена Славина
Эссе «Роль наставника в моем профессиональном становлении»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте. Хочу поделиться своим Эссе на тему : «Роль наставника в моем профессиональном становлении». Но сначала немного предыстории. В 2023 году я приняла участие в муниципальном конкурсе профессионального мастерства “Воспитатель года”. Наверно я бы не решилась на это, если бы не тематика этого конкурса. Все знают, что 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Я из семьи педагогов, родители всю жизнь проработали в школе, бабушка воспитателем в саду. Мне хотелось ПОБЕДИТЬ! Что бы это победа, была наша, общая. Я не победила, но вошла в десятку лучших воспитателей города Калининграда.
Публикация «Эссе „Роль наставника в моем профессиональном становлении“» размещена в разделах
Почему решила опубликовать Эссе? Может оно кому-то поможет, в минуты сомнения и неуверенности.
Эссе «Роль наставника в моем профессиональном становлении».
«Наставничество – это мост, который соединяет
прошлое с будущим передавая знания
и опыт от одного поколения к другому».
Дэннис Кимбро
Каждый из нас по-своему пришел в профессию педагога. У каждого своя история, свой путь. И на этом жизненном пути мы встречаем людей, которые повлияли на наш выбор.
Я сейчас говорю о своих родителях. Они были первыми наставниками в моей педагогической жизни. Точно знаю - они были лучшими! Мои родители педагоги. Папа – Пастушенко Николай Моисеевич закончил КазГУ исторический факультет, мама – Пастушенко Галина Андреевна закончила ИвГУ филологический факультет. Дальнейшая жизнь сложилась так, что они начали работать в одной школе. Папа стал одним из самых молодых директоров, а мама учителем.
Будучи еще маленькой, я видела, как в наш дом приходили их ученики. Иногда они хотели найти истину или справедливость, порой просто услышать совет, а зачастую дети шли для того, чтобы почувствовать себя нужным и не одиноким. И после окончания уроков наш дом становился многофункциональным домом ребенка. Где за чашечкой чая с самоваром на столе, давались советы, наставления, разъяснения. В нашем доме тебя могли выслушать и подбодрить, успокоить и рассудить. Глядя на это со стороны, можно было подумать, что это просто большая многонациональная семья, так как все дети были разные, как внешне, так и по характеру. И каждый раз родители находили нужные слова и примеры, чтобы донести до них то, в чем они нуждались, зачем шли к ним. С каждым ребенком они проживали его жизнь, его ситуацию вместе. Мои родители не только давали им знания, они помогли ученикам развивать силу воли, эмпатию, терпимость и другие ценные черты характера. И уже позже, когда эти дети становились взрослыми, я видела их благодарность и признательность родителям за внимание, доброту и открытость. В нашем доме всегда были выпускники школ. Письма и телеграммы от благодарных воспитанников приходили с разных уголков страны. Вечерами не смолкал телефон, молодые педагоги, которые выбрали тот же путь, что и родители, делились своими успехами и победами, спрашивали совета. И для родителей это и был результат их работы. Они помогли ребенку стать настоящим человеком.
Слова моей мамы: «Учителем надо родиться. Учитель – это не просто профессия, это призвание, это состояние души», прошли со мной на протяжении моего педагогического становления.
Родители заложили в меня тот фундамент, который уже на протяжении десятилетий не дал трещину в плане морали, принципов и взглядов. А мой духовный мир лишь пополняется все это время красивыми, добрыми эмоциями. Потому что меня воспитывали и приучали с детства к этому. Я как губка впитывала все, что видела и слышала, сначала не осознанно, а потом все чаще приходила к мысли, что тоже хочу работать с детьми. И выбор был сделан.
Однажды мама мне сказала: «Тебе трудно будет в этой жизни, честным, добрым, искренним, открытым всегда тяжело. Но по-другому мы тебя не смоли бы воспитать.»
Я считаю, что это одни из немногих качеств, которые должны быть в каждом человеке и тем более в педагоге. Я благодарна своим родителям за то, что они воспитали меня такой, какая я есть. Я знаю точно, что честна перед самой собой, перед своей работой, перед детьми и перед памятью своих родителей.
Перед началом моей педагогической деятельности, мама написала мне слова напутствия. Берегу их уже не один десяток лет. Вот несколько строк из него: «… Ты знаешь, как сильно я тебя люблю – мою надежду, мое учительское продолжение. Желаю тебе любви незабываемой. Любви к земле благодатной, росе изумрудной, отчему дому, друзьям очень верным, детям, которые доверят тебе свои души. Каждый ребенок как цветок, рожденный Богом – неповторим, это как драгоценный камушек. И сколько же «мастеров» работают над ним. Но пусть встретится один ювелир, его доброта, любовь, терпение и вера высветят лучшие грани души ребенка. И засверкает он на радость людям, согреет их теплом своим. Видишь, как все просто. Надо просто любить! …Верь в свою звезду!»
Поддержка, которую я получала от своих родителей-наставников, помогала мне не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни.
В детский сад я пришла, когда мне было около двадцати. Было страшно, трудно, одолевали тысячи сомнений. Хотелось, чтобы дети и родители мне доверяли. Я всегда чувствовала поддержку моих родителей. И все стало получаться. В дальнейшем я понял — это мое!
Вот уже на протяжении пятнадцати лет, я занимаюсь любимым делом. Детский сад для меня стал вторым домом. Я нахожусь в постоянном движении и поиске в приобретении новых знаний. Повышаю свою квалификацию, участвую в вебинарах, семинарах, конкурсах, веду кружок “Пластилинография для малышей”, “Разноцветные ладошки”, “ Мы дарим вам праздник!” В дальнейшем, планирую заниматься новой для меня программой “Формирование основ алгоритмизации и программирования в цифровой среде “ПиктоМир”. С большим удовольствием выступаю на праздниках и развлечениях в детском саду. Стараюсь, как можно больше дать детям знаний и информации в интересной форме, поэтому на занятии я могу быть Незнайкой, клоуном, феей. Мне нравиться делать игры для детей своими руками – это игры для развития внимания, памяти, моторики рук. Вместе с детьми принимаем активное участие в творческий конкурсах, всероссийских олимпиадах.
Хочется верить, что моя любовь, забота, внимание, мои знания “прорастут” в моих воспитанниках, и я по праву смогу назвать себя “наставником детских сердец”.
Вот что писал протоирей Александр Мень: «Учитель должен быть талантлив. Почему – то мы считаем, что художником, музыкантом может быть человек с художественным или музыкальным дарованием, а учителем может быть всякий. Человека, лишённого слуха, в консерваторию не примут. Но это можно проверить. Специалисты проверяют. Как проверить, есть ли у человека дар быть педагогом с большой буквы, человеком, который отдаст свою душу? Это уже совсем другое дело, это призвание. Это служение. Наставник передает частицу своей души…». Как с этим не согласиться?
Наставничество – это непрерывный процесс. Идеи и уроки, которые мы усвоили от наших наставников, остаются с нами на протяжении всей жизни, вдохновляя и направляя наши поступки, даже когда мы сами становимся наставниками для других. Это как передача факела знаний и ценностей от одного поколения к другому, что делает наставничество особенно важным для долгосрочного развития общества.
«Хороший наставник тот, который заставляет вас меняться даже тогда, когда его самого нет рядом».
Воспитатель старшей группы МАДОУ д/с № 135
Славина Е. Н.