МААМ-картинки

Эссе «Развитие познавательного интереса у дошкольников»

Елена Назарова
Эссе «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Концепция развития познавательных (или умственных) способностей детей в процессе дошкольного воспитания принадлежит Леониду Абрамовичу Венгеру. Появление у ребёнка интереса к изучению окружающего мира и развитие его познавательных способностей в период дошкольного детства имеет огромное значение для всего последующего развития человека, а не только в этот сравнительно короткий период его жизни.

Публикация «Эссе „Развитие познавательного интереса у дошкольников“» размещена в разделах

Л. А. Венгер считал одной из общих умственных способностей, формирующихся в дошкольном возрасте, способность ребенка к использованию универсальных действий ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основой познавательного интереса дошкольников является, по его мнению, возможность осуществления предметной деятельности, вследствие перестройки двигательной активности детей раннего возраста. На первое место в развитии познавательного интереса дошкольников выдвигается сенсорная деятельность, которая возможна при достаточном моторном развитии ребёнка. Развитию познавательного интереса способствуют правильно организованный здоровый мозг с вовремя созревающими зонами, позволяющими получать, хранить, анализировать и применять зрительную, слуховую, тактильную информацию. Активизация сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве является основой познавательного интереса дошкольников. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия – это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Развитие познавательных интересов начинается в младенчестве. Свойство младенца давать двигательные реакции как ответ на воспринимаемые раздражители обусловливает дальнейшее развитие. Развитие зрительно-двигательных координации и развитие действий с предметами в значительной степени связаны с тем, что к шестому месяцу жизни ребенок может следить глазами за движением руки с предме-том и на протяжении второго полугодия жизни ребенка особенно интенсивно развиваются его ручные движения. В процессе формирования у ребенка повторных и цепных действий, в частности активного рассматривания предметов, у него складываются определенные представления о свойствах предметов и о возможном результате действия с ними. То есть при манипулировании и рассматривании предметов возникают такие связи между разными свойствами предметов (цветом, формой и издаваемыми звуками, которые составляют физиологическую основу предметного восприятия.

С того момента, как у детей сформировались первые действия с предметами, ориентировочно-исследовательский рефлекс представляет собой не только рефлекс «что такое?» (как назвал их И. П. Павлов, но и рефлекс «что с этим можно делать?».

В существующей системе воспитания ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, овладевает танцем, пением, музицированием, различными спортивными навыками, во время посильного труда рядом с взрослыми знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Во время этих занятий учится разнообразным видам движений. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. И все сенсорные раздражители заставляют обучаться новым видам движения и развивают моторную сферу.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ, а вызываемые при этом моторные реакции продвигают ребёнка к овладению умениями.

В каждом возрасте перед сенсомоторным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной и двигательной культуры.

При нарушении или искажении нормального формирования детского организма неизбежно присутствуют отклонения в сенсомоторном развитии. При выравнивании сенсомоторного развития происходит положительная динамика общего развития, значительное облегчение состояния ребёнка.

Создание оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой»Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой» Вид проекта: творческо-экспериментальный, краткосрочный Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители Актуальность: Одним.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 16:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Развитие познавательного интереса у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Назарова (УИ 501561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД