Елена Назарова
Эссе «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция развития познавательных (или умственных) способностей детей в процессе дошкольного воспитания принадлежит Леониду Абрамовичу Венгеру. Появление у ребёнка интереса к изучению окружающего мира и развитие его познавательных способностей в период дошкольного детства имеет огромное значение для всего последующего развития человека, а не только в этот сравнительно короткий период его жизни.
Публикация «Эссе „Развитие познавательного интереса у дошкольников“» размещена в разделах
Л. А. Венгер считал одной из общих умственных способностей, формирующихся в дошкольном возрасте, способность ребенка к использованию универсальных действий ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основой познавательного интереса дошкольников является, по его мнению, возможность осуществления предметной деятельности, вследствие перестройки двигательной активности детей раннего возраста. На первое место в развитии познавательного интереса дошкольников выдвигается сенсорная деятельность, которая возможна при достаточном моторном развитии ребёнка. Развитию познавательного интереса способствуют правильно организованный здоровый мозг с вовремя созревающими зонами, позволяющими получать, хранить, анализировать и применять зрительную, слуховую, тактильную информацию. Активизация сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве является основой познавательного интереса дошкольников. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия – это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Развитие познавательных интересов начинается в младенчестве. Свойство младенца давать двигательные реакции как ответ на воспринимаемые раздражители обусловливает дальнейшее развитие. Развитие зрительно-двигательных координации и развитие действий с предметами в значительной степени связаны с тем, что к шестому месяцу жизни ребенок может следить глазами за движением руки с предме-том и на протяжении второго полугодия жизни ребенка особенно интенсивно развиваются его ручные движения. В процессе формирования у ребенка повторных и цепных действий, в частности активного рассматривания предметов, у него складываются определенные представления о свойствах предметов и о возможном результате действия с ними. То есть при манипулировании и рассматривании предметов возникают такие связи между разными свойствами предметов (цветом, формой и издаваемыми звуками, которые составляют физиологическую основу предметного восприятия.
С того момента, как у детей сформировались первые действия с предметами, ориентировочно-исследовательский рефлекс представляет собой не только рефлекс «что такое?» (как назвал их И. П. Павлов, но и рефлекс «что с этим можно делать?».
В существующей системе воспитания ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, овладевает танцем, пением, музицированием, различными спортивными навыками, во время посильного труда рядом с взрослыми знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Во время этих занятий учится разнообразным видам движений. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. И все сенсорные раздражители заставляют обучаться новым видам движения и развивают моторную сферу.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ, а вызываемые при этом моторные реакции продвигают ребёнка к овладению умениями.
В каждом возрасте перед сенсомоторным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной и двигательной культуры.
При нарушении или искажении нормального формирования детского организма неизбежно присутствуют отклонения в сенсомоторном развитии. При выравнивании сенсомоторного развития происходит положительная динамика общего развития, значительное облегчение состояния ребёнка.
Создание оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.