Марина Зверкова
Эссе «Под зеленым абажуром. Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
В моей практике случилось так, что пожалев ребенка после ушиба, я проговорила ему всем знакомую жалелку: «У кошки боли, у собаки боли…», а ребенок еще сильнее залился слезами: «Не надо, чтоб у кошечки и собачки болело. Пусть все будут здоровенькие!».
Я задумалась: «А ведь ребенок по-своему прав. Наверно, так и должно быть». Наши дети учатся воспринимать и понимать окружающий мир не умом, а прежде всего сердцем, общаясь с ним искренне и непосредственно. Этот мир будит их воображение, фантазию, интерес. Здесь, в мире природы, ребенок начинает свое путешествие в познание. Невольно возникают вопросы: как помочь ему сохранить чувства сострадания и любви ко всему живому? Что нужно сделать, чтобы эти чувства «выросли» и «повзрослели» вместе с малышом?
Публикация «Эссе „Под зеленым абажуром, Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства - в семье и детском саду. Мы все прекрасно понимаем, что дети не всегда могут увидеть красоту природы, и поэтому нам важно помочь им понять ее выразительность, настроить душу на ее восприятие. Так что же такое экология?
Давайте обратимся к словарю: от греческого «ЭКОС» - дом, жилище, родина; «ЛОГОС» - учение. Иначе говоря, экология-наука о Доме, таком большом – начиная с нашего внутреннего «домика» и заканчивая общим Домом – планетой. Понятие «экология» исказилось и сузилось до размеров борьбы за чистоту окружающей среды. Но оно гораздо шире, чем просто природоохранительная деятельность и глубже того содержания, которое мы вкладываем в традиционное «экологическое воспитание».
Сегодня экологические проблемы стоят в центре всеобщего внимания. Все чаще мы слышим о хищническом обращении с природой, видим, какие катастрофы настигают человечество сегодня, ужасаемся неутешительным прогнозам на будущее. Но только стоит вдуматься, что потребительское отношение к природе, ее разрушение есть не что иное, как следствие, как страшный результат глубокого разрушения личности, внутреннего мира человека, его отношения к миру как к общему Дому. Получается, экологические проблемы не есть проблемы окружающей среды. В своей основе это проблемы личности, сознания, воспитания, проблемы человека и его внутреннего мира.
Нам небезразлично будущее наших детей. В наших силах открыть детям окружающий мир не просто как внешнюю безликую среду обитания, не как полигон для губительных экспериментов, а именно как общий Дом, представляющий ценность для тех, кто в нем живет. Правилам поведения (в том числе и в природе) мы учим детей в детском саду, дома. Дети быстро запоминают и понимают, что «хорошо» и что «плохо». Но иногда мы сталкиваемся с тем, что зная правила поведения, ребенок нарушает их. Восхищаясь пестрой бабочкой, безжалостно наступает на червяка. Почему так происходит? Все дело в том, что за словом должно следовать дело. Наглядные примеры порой говорят красноречивее слов: поднятая Вами на пляже бутылка, затушенное кострище, собранный после пикника мусор. Это обязательное условие для того, чтобы правило стало частью культуры растущего человека.
На занятиях, во время игр, на прогулке я стараюсь научить детей не разрушать, а создавать, созидать, творить своими руками красоту. Маленькая улитка на ладошке малыша, дождевой червяк, юркий муравей… Разве можно на это все поднять руку? И если мы научим ребенка наблюдательности, умению быть добрым и чутким, видеть и ценить красоту природы, то он обязательно захочет потом передать другим свое восхищение от увиденного. Живопись, музыка, фотография, поэзия…А может изобретет новый вид энергии – доступной, экологически чистой, такой необходимой сегодня, когда природа устала только давать, ничего не получая от нас взамен.
Природа – это чудо. Мы постараемся, все вместе постараемся жить в мире и согласии в нашем общем Доме.