Ольга Армеева
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе его коммуникативном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе его коммуникативном развитии.
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Слайд 2 Способность к общению состоит из:
Общение осуществляется с помощью разнообразных средств – экспрессивно-мимических, предметно-действенных и речевых.
Публикация «Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе его коммуникативном развитии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Слайд 3 Технология сотрудничества со сверстниками и взрослыми
За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы интеракции (в виде комплекса оживления, возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять своё поведение законам групп на основе усвоенных правил и норм поведения. И если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Слайд 4 Формы общения ребенка со взрослым
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым : ситуативно-личностное : ситуативно-деловое: внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное.
Слайд 5 Особенности общения дошкольников со сверстниками
Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослым. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру.
Слайд 6 Этапы развития коммуникации детей старшего д/в
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно - потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения.
А у детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, что отрицательно отражается на его коммуникативных умениях и навыках. Многие исследователи отмечают у детей с ОНР низкий уровень общения и, как следствие, застенчивость, робость, замкнутость, что влияет на их речевую и личностную неловкость и приводят к ограничению личностного общения, препятствует речевой и познавательной деятельности детей. Дети затрудняются вербально организовать своё поведение в окружении сверстников, мало используют связные высказывания в процессе деятельности. Они проявляют боязнь общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Если дети и идут на контакт, то эти контакты носят ситуативный непродолжительный характер, очень часты конфликты.
К нам в специализированную группу дети приходят на один или два года обучения, и в связи с этим остро встаёт вопрос об адаптации детей, сплочения детского коллектива, налаживания контакта воспитателя с детьми. Поэтому так необходима работа по воспитанию у детей навыков коммуникативной компетенции, их речевого и когнитивного развития.
Результаты диагностики на начало учебного года показывают, что 75% детей с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень коммуникативного общения, 25% - средний, высокий уровень коммуникативного общения, как правило, отсутствует.
Слайд 7 Коррекционно-педагогическая работа
На основе полученных данных, рекомендаций специалистов Тотемского центра ПМСС, в нашем образовательном учреждении была разработана система педагогического воздействия, направленная на активизацию речевой деятельности, одним из направлений которой явилась коррекционно-педагогическая работа с детьми
Слайд 8 Направления коррекционной работы
Коррекционная работа направлена на развитие как вербальных, так и невербальных средств общения. Всё содержание работы мы разделили на три важнейших компонента.
Коммуникативные умения и навыки формируются на основе подражания, этюдов, различных видов игр (подвижных, дидактических, игр-драматизаций) и введения игровых персонажей, логопедической ритмики, фоноритмики, действия под музыку, решения проблемных ситуаций, комментированного рисования, психотерапевтических приёмов, различного дидактического материала и др.
Слайд 9 Формирование коммуникативных навыков в общении со взрослыми
Данные приёмы входят в качестве составной части фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, совмещаются с занятиями по физической культуре, изобразительной деятельности, музыкальному развитию, используются в воспитательной работе.
Детям предлагаем традиционные упражнения подвижности мимических мышц: нахмурить и поднять брови. Дети учатся отражать эмоциональные состояния: интерес, удивление, страх, радость. Используя пантомимику, учим детей распознавать и понимать состояние другого человека. Эти упражнения способствуют раскрепощению детей, повышению их уверенности в себе.
На занятиях по изобразительной деятельности мы применяем комментированное рисование, где дети озвучивают изображаемое, задают вопросы. Использование проблемных ситуаций формирует коммуникативную направленность речи. Например, «забывали» положить краски, карандаши некоторым детям и им приходилось просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу. Эти ситуации способствуют развитию речевого этикета.
На занятиях по продуктивным видам деятельности предлагаем, кроме индивидуальной работы, коллективное изготовление поделок, рисунков, что ставит детей в ситуацию необходимости согласовывать свои действия с действиями других, учит доброжелательному и ответственному поведению по отношению к партнёру по деятельности.
Слайд 10 Предметно-развивающая среда группы
Особое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды. Создавая развивающее пространство в групповых помещениях, на прогулочном участке мы придерживаемся принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания».
Слайд 11 Формирование коммун. навыков в общ. со сверстн. (фото)
И стараемся решить определённые задачи : интерьер у нас спланирован таким образом, чтобы каждый ребёнок мог найти комфортное место для занятий, соответствующее его эмоциональному состоянию, с учётом гендерного подхода – уголки для девочек и мальчиков, логопедический уголок.
Используя различные типы освещения, изменяя цвет (настольные лампы, бра, подсветка, фонарики, новогодние гирлянды) мы можем корректировать эмоциональное состояние детей. В качестве звукового дизайна на занятиях, во время сна детей, используем аудиозаписи (музыку для релаксации, эстрадную музыку, классическую, фонтанчики – шум воды. Это создаёт особый уют, несёт важную эмоциональную нагрузку, делает пребывание детей в группе радостным и комфортным.
Слайд 12 Театрализованная деятельность (фото)
Работа по активизации речи в игре и общении предполагает введение сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами. У детей закрепляется умение проявлять творчество и инициативу. В ходе игр, небольших постановок, с использованием персонажей пальчикового и кукольного театра, дети учатся владеть речью как средством воздействия на партнёра по общению, обращают внимание на значение сказанных слов, интонации, темп речи, модуляции голоса.
Слайд 13 Дизайн прогулочного участка (фото)
Дизайн прогулочного участка нашей группы отличается от других: оригинальный ландшафтный дизайн, рациональное размещение построек и оборудования для развития двигательной активности детей располагает к интересной, содержательной деятельности и способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
Слайд 14 На прогулке (фото)
Использование различных видов игр, как в группе, так и на прогулке, помогают пробудить активность у пассивного ребенка, учат подчиняться определённым правилам, формируют стремление к лидерству – это служит стимулом для активизации поведения, повышения социометрического статуса среди сверстников.
Большое внимание мы уделяем выработке адекватного стиля общения с родителями воспитанников. Особый акцент в работе мы делаем на игровое общение взрослого и ребенка. Мы стремимся расширить представления родителей о возможностях игры для налаживания эмоциональных отношений с ребёнком, познакомить их с играми, которые можно использовать и дома.
Слайд 15 Работа в микросоциуме (фото)
Организация целевых прогулок, экскурсий, встреч, интерактивных занятий – это эффективное средство для формирования коммуникативных навыков, которое позволяет расширять круг общения со сверстниками и взрослыми.
Слайд 16 Проектная деятельность
Ещё одно направление – это проектная деятельность, которая оказывает положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Действительно, выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его в доступной системе средств, навык определения этапов его реализации, следование задуманному плану.
Реальная жизнь детей наполняется богатым содержанием, которое может быть представлено в виде альбомов, книг, выставок.
Слайд 17 Портфолио
Введение портфолио детей – новое направление в нашей работе, это копилка личных достижений наших воспитанников. При этом очень важно, чтобы ребёнок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей, умений, а также представлять сверстникам и близким взрослым собственные успехи.
Слайд 18 1 апреля – День хорошего настроения (фото)
Отдельно стоит отметить, что в нашей группе есть свои традиции – это приём детей в группу, общение детей разных возрастных групп между собой, вечера отдыха, походы, праздники и развлечения, участие в творческих конкурсах и выставках, возложение цветов и венков к памятнику воинов, погибших годы ВОВ, выпуск детей в школу.
Слайд 19 Уровень сформированности коммуникативной стороны речи
Поскольку эффективность деятельности определяется степенью достижения поставленных целей, мы можем с уверенностью сказать, что достигли своей цели и справились с поставленными задачами, окружая ребенка, нуждающегося в коррекции, единым коррекционно-образовательным пространством, каждый из участников процесса эффективно решает и свои специфические задачи, а обмен впечатлениями об особенно сложных случаях позволяет более правильно понять причины неблагополучия ребенка, определить тактику последующего взаимодействия с ним и его родителями.
Внедрение системы коррекционно-развивающей работы способствует решению повседневных задач в общении и взаимодействии, помогает заложить основы личностно-социальной компетентности, воспитать детей отзывчивыми и добрыми людьми и дает высокую результативность: позволяет детям – выпускникам логопедической группы – поступать в массовые школы, так как дети имеют оптимальные показатели по подготовке к школе, стабильно высокую мотивационную и социальную готовность, что обеспечивает безболезненный переход к школе и благоприятный прогноз дальнейшего обучения. И как показывает опыт работы, те дети, которые приходят на два года обучения, достигают более высоких результатов в развитии. По отзывам учителей, дети, поступающие в школу из логопедической группы, коммуникабельны, и это помогает им быстро адаптироваться к школьному обучению.