Мария Ершова
Эссе «Возможности и ограничения индивидуализации и дифференциации образования в современной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной системе образования господствует личностно- ориентированный подход, который центрирован на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, на мой взгляд, как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Индивидуализация обучения – это система средств, способствующая осознанию учеником своих сильных и слабых сторон, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора способов обучения, предполагающая приспособление форм, методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям школьника с целью обеспечения запроектированного уровня развития личности.
Дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
Перед современной школой открываются широкие возможности индивидуализации и дифференциации образования, а именно:
• создание разнообразной образовательной среды с учетом ведущей роли учеников;
• организация работы в микрогруппах в рамках традиционных занятий;
• выбор задания различной степени сложности, видов контроля и оценки (акцент смещается на самооценку и самоконтроль, способов освоения материалов;
• обеспечение индивидуального темпа процесса обучения;
• обеспечение свободного доступа к библиотечным фондам, системе Интернет;
• организация индивидуальных консультаций;
• выделение времени для рефлексии процесса учения;
Но вместе с тем этот процесс накладывает определенные ограничения :
• необходимость уменьшения численности учащихся в классах;
• необходимость правильной организации урока (нелинейной) в строго отведенное на него время;
• необходимость осуществления объективного контроля качества образования, посредством разработки новой системы оценки качества обучения в связи с установлением различного уровня требований к учащимся;
• необходимость постоянного поддержания здорового микроклимата в классе;
• необходимость минимизации психологических рисков.
Все это свидетельствует о необходимости развития индивидуализации и дифференциации образования, но в условиях достаточной психологической, диагностической, физиолого-гигиенической проработки вопроса, которая на сегодняшний момент неудовлетворительная.