Мирослава Богнюкова
Эссе «Таинственная профессия»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ
педагога-психолога
Богнюковой
Мирославы Николаевны
«Кто такой психолог? Что он за человек?»- так думала я восемнадцать лет назад, когда передо мной стоял выбор профессии «кем быть?» Не получив ответа на свой вопрос, с огромной жаждой знаний, я поступила учиться в Каменское высшее педагогическое училище-колледж по специальности «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии». Шло время… и в 2005 году я получила высшее образование по выбранной профессии. Так я приблизилась к разгадке таинственной профессии.
Публикация «Эссе „Таинственная профессия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В своем детском саду «Сказка» педагогом-психологом я работаю 3 года, но за это время я успела понять, что другой профессии для меня нет. Мое призвание – Хранитель детской души. Детский сад – это не работа, а образ жизни. Мир детей – это мир волшебства, сказочности, бесконечной радости, который никого не может оставить равнодушным.
И все же вернемся к вопросу, кто такой психолог? Профессия психолога, где бы и чем бы он не занимался, всегда вызывает вопросы. Что конкретно этот человек делает? Как он помогает людям? Да и помогает ли вообще? Лечит ли больных или просто консультирует здоровых? Раздает ли советы или рекомендации? И чем одно отличается от другого? Вопросов возникает не мало, но это и понятно, ведь моя профессия не очевидна, но очень ответственна.
Мы впускаем специалиста в свою душу и позволяем проводить там какие-то манипуляции. Но это мы – взрослые! А как же дети? Зачем нужен психолог в детском саду? В своем размышлении я попытаюсь ответить на этот вопрос.
Мое внимание, как психолога, направлено в первую очередь на детей, хотя я еще работаю с родителями и педагогическим составом. Моей главной задачей является обеспечение психического здоровья детей. Составной частью этого здоровья является правильное интеллектуальное развитие, т. е. оно должно соответствовать определенной норме.
У каждого возраста, есть свои нормы развития и их очень много, они охватывают все психические процессы, такие как память, внимание, мышление. Зная все эти нормы и применяя свои знания на практике, я стараюсь поймать тот момент, когда ребенок попадает в группу риска. Ведь чем раньше будет замечена проблема, тем легче ее устранить.
Особое внимание я уделяю подготовительной группе. Для старших ребят очень важно быть готовым к новой для себя роли, роли ученика. А для этого должна быть сформирована учебная мотивация, развиты все необходимые знания, умения и навыки.
Не могу не сказать об эмоциональном развитии ребенка. Здесь тоже установлены определенные нормы. Например, ребенок должен научиться контролировать свои сиюминутные эмоции и желания, уметь выражать их приемлемым для общества образом. Следить за нормальным эмоционально-волевым развитием детей, также входит в мои обязанности.
Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, причём не всегда полезной и нужной. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и, как следствие, отсутствие их внимания к своим детям, не дает им нужным образом усваивать нормы и правила этого мира. А в силу своего возраста дети выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.
Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю - помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество, жизнь. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:
- создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;
- обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения.
Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Надо уметь быть сдержанным и терпеливым, ведь развитие человека не терпит суетливости и нервозности. Нужно уметь признавать свои ошибки и если ты не прав и понимаешь это, то не нужно стесняться попросить прощения и у ребёнка, и у взрослого человека. Приходится постоянно искать разные методы и способы, чтобы научить ребёнка тому, что знаешь и можешь сам. А ещё развиваться разносторонне, повышать свою профессиональную компетентность, посещая разнообразные по направлениям курсы повышения квалификации, осваивая всё новые, ранее неизвестные вершины. Развиваться, чтобы идти дальше, делая очередные шаги по пути совершенствования. Но как быть с моральным удовлетворением, ведь это тоже немаловажно? И я его получаю от своей деятельности! Ведь как здорово, смотреть, как изменяется ребёнок, с которым ты работаешь, в которого ты вкладываешь частичку своей души. А глаза? Каким доверчивым, открытым, ждущим чуда взглядом смотрит на тебя ребёнок! И как ярко может проявлять эмоции (как негативные, так и позитивные). И это несравнимо ни с чем.
Вообще, в моей работе очень важно чувствовать ребенка, понимать его особенности, его характер, темперамент, способности. Важно замечать, что ему интересно, на что он откликается, а с чем категорически не хочет работать. В общем, необходим индивидуальный подход, умение видеть ситуацию изнутри, разбираться в причинах проблем и уметь находить из них выход.
За консультацией к педагогу-психологу в различных вопросах, как личной, так и профессиональной направленности, за помощью в нахождении выхода из проблемных ситуаций обращаются обычно все участники учебно-воспитательного процесса (администрация, педагоги и, конечно же, родители, а также другие работники ДОУ).
Так как общение между людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкой самооценки, издержек поведения и воспитания, малого опыта, низкого уровня самоуважения или недостаточных социальных навыков, будь то проблемы детско-родительских или семейных отношений, конфликты по поводу воспитания и обучения детей между сотрудниками коллектива, родителями и воспитателями и многое другое, то в обязанности педагога-психолога входит просветительная работа, с целью развития умение завязывать и поддерживать межличностные отношения у всех участников учебно-воспитательного процесса, чтобы они могли жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями, обеспечивать эффективное принятие жизненно важных решений. А это в свою очередь будет позитивно и плодотворно сказываться на отношениях взрослых и детей. Это очень важно, так как ни для кого не секрет, как пагубно сказывается влияние негативного психоэмоционального состояния взрослых на психосоматическое состояние детей и развитие их личности.
Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.
Важной частью моей работы является работа с родителями. В процессе консультирования очень важны профессиональная и человеческая компетенция, мой жизненный опыт, умение выслушать и помочь найти выход из затруднительной ситуации. Это обязывает меня постоянно совершенствовать свои знания и умения, расширять кругозор и общую осведомленность, чтобы быть грамотной и «подкованной» во всех направлениях и оказать квалифицированную помощь любому участнику образовательного процесса, так как не бывает 2-х абсолютно одинаковых ситуаций консультирования. Нельзя заготовить один ответ на подобные, казалось бы, на первый взгляд, вопросы. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, на самом деле – они неповторимы.
Поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными.
Общаясь с родителями, я не устаю повторять: «Дорогие родители! Не бойтесь говорить детям о своей любви, им это нужно! Осознание того, что в этом огромном мире тебя любят, в тебя верят, придаст ребёнку уверенности и силы справляться с житейскими трудностями, которые нам порой кажутся несерьёзными, детскими, а для ребёнка являются своеобразными уроками того, как реагировать и как справляться с проблемами в будущем. Учитесь любить жизнь, позитивно относиться ко всему, чтобы ни случилось, и учите этому детей. Их будущее, жизненный успех (карьерный рост и личная жизнь) зависят не только от наличия или отсутствия сотового телефона и компьютера, а главным образом, от Ваших взаимоотношений в семье, от того, удовлетворяете ли Вы потребность ребёнка в любви, эмоциональном тепле, ласке, поддержке и стабильности».
На новый уровень развития перешло сотрудничество родителей и педагогов, цель которого воспитание и развитие ребенка в современных условиях. Родители все чаще обращаются к педагогу-психологу.
Совершенствуется система воспитания и обучения на государственном уровне. Разработаны и введены в практику государственные стандарты и требования, имеющие своей целью всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности.
Работа с детьми - это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Моей профессии психолога можно позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает не простым, на моем пути тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха мне помогают наука, способности, оптимизм.
Думаю, я смогла ответить на поставленный мною вопрос «Кто такой педагог-психолог?» и разгадать тайну этой профессии.
Своё эссе хочу закончить словами Ш. А. Амонашвили «Человек может жить своей профессией, только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу».